КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Одесса — Броды
Баку— Супса Для экспорта «ранней» азербайджанской нефти в 1999 году был построен трубопровод по маршруту Баку — Супса (Грузия) протяженностью 833 км. В систему нефтепровода входят 6 насосных станций (по три на территории Азербайджана и Грузии) и две станции понижения давления на территории Грузии. Мощность трубопровода составляет 5 млн. т в год. Этот так называемый «западный» маршрут является конкурентом «северного» - российского - направления экспорта азербайджанской нефти по трубопроводу Баку - Новороссийск. Бенефициаром проекта является Азербайджанская Международная операционная компания (AMOK), добывающая нефть на морском месторождении «Чираг» на Каспии, главным акционером которой является компания «Бритиш Петролеум». Нефтепровод «Одесса — Броды» протяженностью 674 километра, пропускной способностью 9 млн. т нефти в год, стоимостью 456 млн. долл. был построен в 2001 г. для транспортировки каспийской нефти из Одессы до Брод (Львовская область) и далее по системе «Дружба» на европейский рынок. Для этого сырье должно было поступать по нефтепроводу Тенгиз (Казахстан) — Новороссийск (Россия) или Баку (Азербайджан) — Супса (Грузия), а далее танкерами по Черному морю доставляться к уже построенному в Одессе терминалу. Теоретически маршрут позволяет избежать рисков транспортировки нефти через турецкие проливы и территорию России, однако на практике он оказался невостребованным. У данного маршрута оказалось довольно много «конкурентов» — прежде всего, российский нефтепровод Баку — Новороссийск и международный Каспийский трубопроводный консорциум с нефтепроводом Тенгиз — Новороссийск. Соперниками также выступают Турция, Азербайджан и Грузия с проектом Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). Проблема нефтепровода Одесса — Броды заключается в том, что его строительство началось без подписания каких-либо договоров с компаниями или правительствами о поставках или покупке нефти в нефте-проводной системе, исключительно по инициативе правительства Украины и трубопроводной компании «Укртранснафта». В сложной геополитической ситуации второй половины 90-х годов прошлого века, сложившейся на постсоветском пространстве, Украина поспешила уменьшить энергетическую и политическую зависимость от России и решила попытаться участвовать в транспорте каспийской нефти в Европу. В результате трубопровод был построен при отсутствии гарантированных источников заполнения трубы нефтью, в результате некоторое время трубопровод был заполнен консервантом. Российские нефтяные компании выступили с инициативой реверс-ного (обратного) направления течения нефти - от Брод к нефтетерми-налу Южный в Одессе и далее в Средиземное море, тем более что нефтепровод строился с учетом такой возможности. Однако это предложение вызвало неприятие определенной части политической элиты Украины, рассматривающей этот проект как один из наиболее реальных шагов интеграции в европейское пространство и вариантов диверсификации поставок нефти на европейский рынок. Вариант реверсной прокачки рассматривается ею как потеря независимости и усиление влияние России. Эта позиция нашла поддержку Евросоюза, и в 2003 г. в Брюсселе в рамках промышленной конференции «Проект транспортировки нефти Одесса — Броды — Плоцк: повышение безопасности и целостности Европейского союза в энергетической сфере» прошла презентация этого украинско-польского нефтепровода. В ноябре 2003 г. было подписано межправительственное соглашение Украины и Польши о достройке нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка, далее нефть должна поставляться к терминалу в Гданьске, либо транспортироваться в Европу по существующей сети трубопроводов. Стоимость строительства польской ветки мощностью 44-45 млн. т составит 465,4 млн. долл. США. Было создано украинско-польское совместное предприятие «Сарматия» для строительства этого трубопровода, однако реальных шагов до сих пор так и не сделано. Вопрос по-прежнему остается в плоскости политических дискуссий. Тем временем с сентября 2004 г. по инициативе российских компаний трубопровод работает в реверсном режиме Броды - Одесса, при этом российско-британская компания «ТНК-БП» (оператор проекта) неоднократно заявляла о низкой привлекательности этого маршрута для российских компаний из-за высоких сборов в порту Южный, а также из-за отсутствия точных данных о сроках изменения направления работы системы, что не позволяет включать нефтепровод в долгосрочные планы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |