КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешняя энергетическая стратегия и энергетическая безопасность РоссииОценка баланса интересов России по ДЭХ как инструмента международного регулирования транзита нефти и газа на европейском рынке Анализ ДЭХ показывает, что его ратификация несет в себе как преимущества, так и недостатки для российского ТЭК. К преимуществам относятся: • Договор устанавливает правовые рамки для оказания содействия долгосрочному сотрудничеству в области энергетики на основе взаимодополняемости и взаимной выгоды, в соответствии с целями и принципами Хартии. • ДЭХ, являющийся многосторонним экономическим договором, базируется на пяти ключевых элементах: поощрение капиталовложений в энергетику, государственный суверенитет над национальными ресурсами, свобода доступа к энергетическим рынкам, свобода транзита энергоресурсов, свобода движения капиталов, связанных с инвестированием энергетических отраслей. ДЭХ является первым: - юридически обязательным многосторонним соглашением о защите инвестиций; - многосторонним соглашением, охватывающим как защиту инвестиций, так и торговлю; - применением транзитных правил к энергетическим системам; - многосторонним договором, предусматривающим юридически обязательное международное разрешение споров в качестве общего правила. Важность транзитных положений ДЭХ для России возрастает год от года. Позитивным является то, что положения ДЭХ о принципах осуществления транзитных операций в отношениях между странами-участницами ДЭХ будут распространяться, в том числе, и на отношения России в сфере энергетики с другими странами СНГ, что позволит перевести их в более цивилизованное русло. В частности, это может содействовать решению проблемы транзита российских энергоресурсов через территории государств, где неоднократно отмечались нарушения соглашений и использовались нерыночные формы расчетов и несанкционированный отбор. В свою очередь, решение транзитных вопросов может улучшить инвестиционный климат в России. Значительное снижение тарифных ставок в результате многосторонних переговоров по торговле привело к уменьшению защитной роли таможенных тарифов в международной торговле. В результате более популярными мерами защиты отечественных рынков стали различные меры нетарифного регулирования. Наиболее важные из таких мер подпадают под действие Соглашения по ВТО. Выгодность для России инвестиционных положений ДЭХ заключается в поощрении и взаимной защите капиталовложений на многосторонней основе. ДЭХ может оказать стабилизирующее влияние на инвестиционный климат и создаст предпосылки для привлечения инвестиций в ТЭК, в том числе получению инвестиций в виде новых технологий и оборудования, что позволит восстановить и модернизировать его производственную и экспортную базу. Для полноценного использования Россией процедур разрешения споров по ДЭХ необходима его ратификация Государственной Думой Российской Федерации. В случае ратификации ДЭХ он войдет в национальную правовую систему в качестве международных обязательств России. В первую очередь это отразится на национальных правилах в области конкуренции, режима государственных закупок, валютного регулирования, режима внешнеэкономической деятельности и инвестиций, международного арбитража. Российские законодательные и административные акты не могут приводиться в соответствие с положениями ДЭХ исключительно для энергетического сектора и, таким образом, они будут в значительной степени влиять на правовую базу всей экономики. Процесс ратификации ДЭХ осложняется в связи с тем, что ДЭХ затрагивает ключевую Сферу российской экономики, обеспечивающей 40% экспорта. Основное его значение заключается в создании широких правовых рамок для иностранных и российских инвесторов в сфере финансирования долгосрочных энергетических проектов по добыче и вывозу из России энергетического сырья. В 1996 г. ряд положений ДЭХ был использован в российско-азербайджанском соглашении о транспортировке «ранней» каспийской нефти. Кроме того, Межгосударственный экономический комитет (МЭК) Экономического Союза СНГ на базе ДЭХ разработал важное для России многостороннее «Соглашение о проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам», подписанное в апреле 1996 г. Это соглашение вступило в силу после его ратификации Казахстаном, Украиной, Азербайджаном, а также Белоруссией. Россия применяет его на временной основе. ЕС намерен осуществлять сотрудничество с Россией в области энергетики путем ускорения ратификации Россией Договора к Энергетической Хартии и продолжения консультаций по созданию Многостороннего рамочного соглашения по транзиту, которое позволит активизировать сотрудничество между Россией и ее соседями по вопросам доступа к российской системе трубопроводов. Однако ратификация должна преследовать цель создания определенного уровня взаимоприемлемых торговых отношений, что, в первую очередь, связано с взаимным открытием рынков России и ЕС на равноправной основе как по качественным, так и по количественным характеристикам. Кроме того, с расширением единого европейского рынка энергоносителей необходима единая законодательная регулирующая основа для развития, в том числе рынка трубопроводного транспорта. В интересах России иметь по ДЭХ положительный баланс прав и обязанностей. Поэтому принятие решения о ратификации ДЭХ целесообразно поставить в зависимость от вынесения Конференцией Энергетической Хартии юридически обязательных толкований по вопросам применения Договора, представляющим важность для обеспечения энергетической безопасности России. Несмотря на желание ЕС получить доступ к системе магистральных нефте- и газопроводов Российской Федерации, по мнению самого же ЕС, в Договоре к Энергетической Хартии недостаточно инструментов для этого. Такие инструменты могут быть заложены в Протоколе по транзиту энергоносителей, по которому продолжается переговорный процесс.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |