Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение энергетической безопасности и вопросы защиты национальных интересов производителей и потребителей энергоресурсов




Международно-правовые режимы организации транзита и регулирования тарифов на прокачку

Проект строительства Ковыктинского газопровода

Ковыктинское газоконденсатное месторождение находится в Ир­кутской области, в 350 км к северо-востоку от г. Иркутска, и распо­ложено между двумя основными магистралями восточных районов России — Транссибирской и Байкало-Амурской. Стоимость разработки Ко­выктинского месторождения и строительства газопровода большой протяженности в Китай, Республику Корея, а в будущем, возможно, и в другие страны Юго-Восточной Азии, оценивается в сумму более 12 млрд. долл. США. Ковыктинское газоконденсатное месторожде­ние включено в перечень участков недр, право пользования которы­ми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.

Проект включает в себя также программу газификации Иркутс­кой и Читинской областей и Бурятии, что имеет стратегическое зна­чение для развития Восточно-Сибирского, Забайкальского и Дальне­восточного регионов.

Лицензией на разработку Ковыктинского газоконденсатного мес­торождения владеет компания «РУСИА Петролеум». Для освоения Ковыктинского месторождения «РУСИА Петролеум» подготовила проект строительства трубопровода в Корею и Китай: газопровод протяженностью 4900 км должен пройти недалеко от озера Байкал по направлению к Харбину в Северо-Восточном Китае и далее в Юж­ную Корею по дну Желтого моря. По данным «РУСИА Петролеум», в рамках проекта планируется поставлять в Китай 20 млрд. куб м I газа в год, в Южную Корею — 10 млрд. куб. м газа в год в течение более 20 лет.


Правовые аспекты многостороннего транзита энергоносителей

Транзит с юридической точки зрения представляет собой транспор­тировку товаров через таможенную или суверенную территорию стран (за исключением беспосадочного пересечения их воздушного простран­ства) в том случае, когда она начинается и оканчивается за границей этой территории в соответствии с фактом или документами. Имеется достаточное количество международных соглашений, регулирующих раз­личные аспекты транзита. Национальные правовые базы в отношении вопросов транзита состоят также из соглашений, лицензий или разреше­ний, законов о планировании и защите окружающей среды, норм инвес­тиционного и коммерческого права и т.п. Они определяют также предо­ставление исключительных прав и порядок сооружения и эксплуатации трубопроводов и линий электропередачи.

Барселонская конвенция о свободе транзита и статут но транзиту 1921 г. содержит основные нормы, регулирующие тран­зит. Она была подписана 42 странами, некоторыми из которых рати­фицирована. Так как она была принята в рамках Лиги Наций, она яв­ляется частью законодательства ООН.

Она содержит следующее определение транзита: «Лица, багаж и товары, а также суда... и другие транспортные средства должны рас-

сматриваться как находящиеся в состоянии транзита через террито­рию... одной из Договаривающихся Сторон, когда перемещение че­рез такую территорию... является только частью общего пути, начи­нающегося и заканчивающегося за границей государства, по терри­тории которого происходит такой транзит».

На вышеприведенном основано определение транзита в большин­стве последующих международных документов. Поскольку призна­ется, что энергетические ресурсы являются товаром, они подпада­ют под различные соглашения о свободе торговли, с учетом которых составлена Барселонская конвенция.

Положениями конвенции установлено, что транзит должен быть недискриминационным, а тарифы — разумными и в существенной доле фиксированными, для того чтобы обеспечивать и поощрять уве­личение объемов транзита. Свобода транзита в ее понимании слу­жит основой для понимания ГАТТ и ДЭХ.

Российская Федерация стороной Барселонской конвенции по тран­зиту не является.

Женевская Конвенция о транзитной передаче электричес­кой энергии 1923 г. предусматривает обязательство государств всту­пать в переговоры по вопросам транзита электрической энергии. Од­нако ее применение весьма ограничено, так как она требует, чтобы энергия не подвергалась трансформации в пределах транзитного го­сударства.

Всемирная Торговая Организация (ВТО) является преемни­цей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. и начала деятельность с 1 января 1995 г. В ВТО входят более 100 стран мира. Целью ВТО является либерализация и регулирование между­народной торговли посредством тарифных методов, при последова­тельном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении количественных и других нетарифных барьеров в торговле.

Вопросы транзита описываются в статье V ГАТТ 1947/1994 гг. (Со­глашение по тарифам и торговле 1994 г., Приложение 1А к Соглашению по ВТО - Многосторонние соглашения по торговле товарами). Она определяет транзит следующим образом: «Товары (включая багаж), а также суда и другие транспортные средства считаются проходящими через территорию договариваю­щейся стороны, когда проход через такую территорию, с перегрузкой товара, со складированием его, с дроблением партий товара, с пере­меной вида транспорта или без таковых операций, является лишь ча­стью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за предела­ми границы договаривающейся стороны, через территорию которой совершается движение груза. Движение такого характера называет­ся в настоящей статье «транзитными перевозками».

Статья V определяет, что «существует свобода транзита че­рез территорию каждой договаривающейся стороны по путям, наиболее подходящим для международного транзита, для тран­зитных перевозок на или из территорий других договаривающих­ся сторон. Не делается никакого различия, основанного на флаге судов, месте происхождения, отправки, захода, выхода или назна­чения или каких-либо обстоятельств, относящихся к собственно­сти на товар, суда или другие транспортные средства». Концеп­ции свободы и недискриминации в отношении транзита здесь в целом совпадают с соответствующими положениями Барселонс­кой Конвенции.

Ст. V определяет, что на транзитные перевозки не могут нала­гаться таможенные пошлины, за исключением стоимости транспор­тировки и разумных административных расходов, с учетом примене­ния режима наибольшего благоприятствования (РНБ).

В контексте ГАТТ 1994 г. энергоносители в целом рассматрива­ются как товар, включая (согласно решению Европейского Суда) элек­троэнергию, за исключением услуг ГЭС по поддержанию качества электроэнергии (в соответствии с охватом ГАТС). Таким образом, положения ГАТТ/ГАТС применимы к трубопроводному транзиту не­фти, природного газа и сетевой передаче электроэнергии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.