Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь управленческого учета с другими подсистемами системы управления на предприятии




Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему управленческий учет впитывает в себя не столько учет, сколько управление с помощью учета, что он связывает воедино все функции: информационное обеспечение, контроль и координацию, интегрирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Пытаться смоделировать подсистему учета, не учитывая необходимость изменения в других подсистемах, — это игнорировать закон всеобщего равновесия и даже в какой-то мере двойственность в учете (бухгалтерскую проводку), когда изменение одного приводит к изменению другого. Несмотря на то, что управленческий учет является своеобразным механизмом саморегулирования как подсистема предприятия, он обеспечивает обратную связь в контуре управления.

Постановка управленческого учета зависит от продуманности системы в условиях обеспечения выживаемости предприятия и избежания кризисных ситуаций. И чем более взаимосвязаны подсистемы предприятия— планирование, учет, информационные потоки, контроль и анализ, тем более требуется постоянно меняющаяся подача релевантной информации, увеличение скорости реакции предприятия.

Неоспорим тот факт, что предприятие представляет собой не просто изолированные и разобщенные подразделения, отделы, участки и т.д. Напротив, оно представляет собой туго сплетенную сеть, где изменения на одном участке влекут значительные изменения на других. Следовательно, наше внимание вынуждено сместиться с отдельно взятой подсистемы на исследование всей системы как единого целого. Взаимодействие различных подсистем прослеживается именно при нарушении общего равновесия на предприятии.

Проблема изменить подачу учетной информации решается путем изменения в связующих процессах управления: планировании, организации учетных потоков, контроле и анализе. И результаты моделирования управленческого учета будут востребованы только тогда, когда все подсистемы одного предприятия будут рассматриваться во взаимосвязи. В рамках этого цель организации управленческого учетаобеспечить необходимой информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных целей. При этом в подсистеме управленческого учета организуется, прежде, всего подача информации в разрезе центров ответственности. Управление издержками осуществляется через подсистему контроля при сравнении с показателями, «организованными» подсистемой планирования с использованием методов подсистемы анализа.

Подсистемы, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Так, отсутствие в службе планирования плановых калькуляций, построенных с использованием альтернативных стоимостей материалов на случай отсутствия постоянно применяемого материала, не даст реальной возможности анализа возникших отклонений: на какой центр ответственности их отнести. Ведь отклонения могли быть меньше, если бы в качестве замены использовался совсем иной материал, не требующий дополнительной настройки оборудования и соответственно дополнительных затрат.

Таким образом, регулирование информационного потока или постановка управленческого учета возможны только при создании единой контрольно-управленческой информационной системы в организации. И планирование, и контроль, и анализ формируют дополнительные возможности управленческого учета.
42. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и предпосылки организации управленческого учета

Анализ нормативной базы целесообразно начинать с Закона РФ «О бухгалтерском учете», в котором сформулированы основные задачи бухгалтерского учета:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предупреждение отрицательных последствий хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В ПБУ 10/99 «Расходы организации» отмечено: «Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно» (п. 2. 8).

Отсюда следует официальное закрепление функций бухгалтерского учета по обслуживанию информационных потребностей внутренних пользователей.

Законом РФ «О бухгалтерском учете» предусмотрены самостоятельная разработка учетной политики организации и утверждение рабочего плана счетов, форм нетиповых первичных документов, порядка контроля за хозяйственными операциями.

Так как в России в настоящее время существует единая интегрированная система учета, на наш взгляд, учетная политика неизбежно затрагивает и те элементы современной системы учета, которые на Западе входят в систему управленческого (внутреннего) учета.

В Законе РФ «О бухгалтерском учете» впервые провозглашена конфиденциальность бухгалтерской информации: «Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (ст. 10, п. 4). Речь идет о регистрах аналитического учета и об информации управленческого учета.

В кратком вступлении к разделу III инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) отмечено: «Формирование информации о расходах по обычным видам деятельности ведется либо на счетах 20-29, либо на счетах 20-39. В последнем случае счета 20-29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); счета 30-39 применяются для учета расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов. Состав и методика использования счетов 20-39 при таком варианте учета устанавливается организацией, исходя из особенностей деятельности, структуры, организации управления, на основе соответствующих рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации».

Таким образом, в новом Плане счетов бухгалтерского учета предприняты некоторые шаги к реализации варианта организации управленческого учета автономно, т. е. в системе счетов, изолированной от счетов финансового учета.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (п. 59, п. 64), готовая продукция и незавершенное производство может отражаться в балансе:

1) по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

2) по прямым статьям затрат.

Использование плановой или нормативной себестоимости (с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)») для оценки готовой продукции является одним из элементов системы «стандарт-кост», широко применяемой в западном управленческом учете.

Оценка продукции по прямым статьям затрат как раз предполагает применение на практике основной идеи «директ-костинга» — разделение общих затрат по признаку их взаимосвязи с производством (на производственные и периодические) и калькулирование на этой основе неполной, ограниченной себестоимости по носителям затрат.

Таким образом, современное российское законодательство предоставляет возможность реального развития управленческого учета и обособления его в отдельную подсистему бухгалтерского учета. На наш взгляд, отдельные положения нормативных актов Минфина России являются своеобразным фундаментом для адаптации некоторых элементов западного управленческого учета к российской теории и практике. Эффективность управления современным предприятием зависит от разумного сочетания старого и нового, отечественного и западного опыта.

1уровень Федеральный: законодательные акты (ФЗ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (с изменениями и дополнениями, посл. ред. 3.11.2006г)

2уровень составляют российские национальные стандарты: ПБУ разрабатываются и утверждаются Минфином РФ и регламентируют организацию и правила ведения учета, а также порядок подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливают принципы, базовые правила ведения бу по сферам деят-ти п/п и видам активов.

3уровень Методические рекомендации (План счетов – системный перечень счетов, применяемый в практике ведения учета, инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бух отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином РФ с учетом отраслевой специфики и видов деят-ти организаций.

4уровень: рабочие документы организации (положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бу и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бу, составляемый на основе типового Плана счетов бу); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота. ПБУ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.