Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика комплексной оценки эффективности хоз. деятельности




Классификация резервов повышения эффективности хоз. деятельности.

Классификация резервов возможна по разным призна­кам.

Основной признак классификации производственных ре­зервов — по источникам повышения эффективности произ­водства, которые сводятся к трем основным группам (про­стым моментам процесса труда): целесообразная деятель­ность, или самый труд, предмет труда и средства труда. Значит, в процессе производства следует различать: мате­риальные факторы, или средства производства, и личный фактор, или рабочую силу.

Под производственным потенциалом предприятия понима­ется максимально возможный выпуск продукции по качеству и количеству в условиях наиболее эффективного использова­ния всех средств производства и труда, имеющихся в рас­поряжении предприятия. Максимально возможный —это зна­чит, при достигнутом и намеченном уровне техники, техноло­гии, при полном использовании оборудования, передовых формах организации производства, труда, хозяйствования. В отличие от производственной мощности производственный потенциал предприятия характеризуется оптимальным в дан­ных условиях научно-технического прогресса использованием всех производственных ресурсов, как применяемых, так и по­требляемых. Совокупный резерв повышения эффективности производства на предприятиях, следовательно, определяется разницей между производственным потенциалом и достигну­тым уровнем выпуска продукции.

С позиции предприятия и в зависимости от источников образования различают внешние и внутрипроизводственные резервы. Под внешними резервами понимаются общие народ­нохозяйственные, а также отраслевые и региональные резервы. Использование внешних резервов сказывается на уровне экономических пока­зателей предприятия, но главным источником экономии на предприятиях, как. правило, являются внутрипроизводствен­ные резервы.

Использование производственных и финансовых ресурсов предприятия может носить как экстенсивный, так и интенсив­ный характер. Экстенсивное использование ресурсов и Экстен­сивное развитие ориентируются на вовлечение в производство дополнительных ресурсов. Интенсификация экономики состо­ит прежде всего в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, чтобы, вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться боль­ших результатов. Базой интенсивного развития является науч­но-технический прогресс. Анализ степени интенсификации про­изводства — основы эффективности требует разработки клас­сификации резервов экстенсивного и интенсивного развития.

Для практики поиска резервов важное значение имеет клас­сификация их по факторам и условиям интенсификации и по­вышения эффективности хозяйственной деятельности.

Значительные резервы таятся в улучшении социальных условий работы и жизни трудового коллектива, состояния промышленной эстетики и культуры производства, бережном отношении к природе и рациональном использовании природ­ных ресурсов, в совершенствовании внешнеэкономических свя­зей предприятия.

Классифицируют резервы также по тем конечным резуль­татам, на которые эти резервы воздействуют. Различают резер­вы: повышения объема продукции, совершенствования струк­туры и ассортимента изделий, улучшения качества, снижения себестоимости продукции или по элементам затрат, или по статьям затрат, или по центрам ответственности; резервы повышения прибыльности продукции, укрепления финансового положения и повышения уровня рентабельности. При сводном подсчете резервов важно исключить дублирование и двойной счет, для чего следует строго соблюдать определенные принци­пы классификации резервов.

Для рациональной организации поиска резервов важное значение имеет их группировка по стадиям процесса воспроиз­водства (снабжение, производство и сбыт продукции), а также по стадиям создания и эксплуатации изделий (предпроизводст-венная стадия.— конструкторская и технологическая подго­товка производства; производственная стадия — освоение но­вых изделий и новых технологий в производстве; эксплуатаци­онная стадия — потребление изделия).

По признаку срока использования резервы подразделяются на текущие (реализуемые на протяжении данного года) и перс­пективные (которые можно реализовать в более далекой перс­пективе). По способам выявления резервы классифицируются на явные (ликвидация очевидных потерь и перерасходов) и скрытые, которые могут быть выявлены путем глубокого экономического анализа, его особых методов, например срав­нительного межхозяйственного анализа, функционально-сто­имостного анализа и др.

Возможны и другие принципы классификации резервов, их необходимость вытекает из конкретных условий и задач каж­дого предприятия.

Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Следует различать общую и частные методики. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики. Частные методики конкретизируют общую по отношению к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования.

С точки зрения теории и практики экономического анализа при выполнении комплексного анализа хозяйственной деятельности целесообразными считаются следующая последовательность и основные этапы аналитического исследования:

1. Уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы

2. Разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

3. Собирается и подготавливается к анализу необходимая информационная база (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).

4. Проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

5. Выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат.

6. Выявляются реально существующие неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

7. Происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по использованию последних.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.