Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 24: русские романы пореформенной эпохи: «Дым» И.С. Тургенева и «Обрыв» И.А. Гончарова




Замысел романа «Дым» относится к концу 1862 г. Роман пишется в 1865 – 1867 гг., а начало его действия относится к 10 августа 1862 г. В этом романе Тургенев оценивает результаты реформы 1861 г. В России начинается резкое усиление реакции. Тургенев горячо приветствовал падение крепостного права. Он оценивал реформу глазами передовой интеллигенции, либерального дворянства. Но его политическая позиция носила пессимистический характер. Тургенев отдаляется от круга людей, исповедующих революционные идеи. Тургеневская растерянность проявляется в чтении Шопенгауэра.

Вокруг романа разгорается полемика. Отсутствует привычный герой и мотив прихода. Основным в романе становится мотив побега. «В деятельности Тургенева случилось некоторое событие, переворот, перелом, катаклизм» (Страхов).

В романе Тургенев обращается к русской жизни после реформы и рассматривает итоги реформы. Герой романа Литвинов четыре года обучался агрономии в странах Европы. В Баден-Бадене Литвинов встречает женщину, которую любил в юности. Между ними возникает чувство. У Литвинова отсутствует общественные потребности. Роман отличается сатирической струёй и новизной психологического анализа. Тургенев пародийно изображает русских в Европе. Все характеристики этого общества отрицательны. Сатирическая тенденция осуществляется через мотив кукольности.

Не менее сатирично изображаются молодые демократы России. Тургенев создаёт портрет псевдореволюционного кружка Губарёва. Это сборище случайных людей. Литвинов бежит из обоих кружков. Идеологический план решается как разрыв.

Образ Литвинова даётся как образ человека из дворянской массы. Тургенев подчёркивает его заурядность. Но обыкновенный Литвинов переживает глубокое потрясение. Идёт драматизация обыкновенного. Героиня не является воплощением нравственных начал, предвещая женские образы Достоевского. Ирина драматически сломлена. Татьяна нравственно судит Литвинова. Появляются черты не тайной психологии, возникает мотив двойничества. В романе присутствует alter ego Тургенева – герой-пропагандист Потугин. Тургенев показывает общество, потерявшее героя. Голос повествователя нередко соотносится с внутренним голосом героя. Потугин – человек крайне западного склада. Его скептицизм направлен на современное состояние России.

Выход романа «Обрыв» в 1869 г. вызвал бурную полемику. Этот роман входит в ряд пореформенных романов. Демократы не приняли романа. Их возмущал «поход Гончарова против разночинцев». Роман создавался в несколько этапов Он был задуман в 1840-е гг. как третья часть трилогии, социально-психологический роман с биографией. Первое название романа было «Художник» или «Райский», «Эпизоды из жизни Райского». Затем возникает сибирский вариант. Он был вызван впечатлениями Гончарова от встречи с декабристами. Появляется образ Марка Волохова. Главным становится антикрепостнический пафос. Третий этап работы приходится на конец 1850-х – 1860-е гг. Во второй половине 1850-х гг. складывается революционная ситуация. В 1863 г. Гончаров возвращается к деятельности цензора и следит за нарастанием общественных явлений. «Общество обозначило зло именем нигилизма». Роман «Обрыв» создаётся в ситуации полемики с демократами. Антигерой Гончарова – Марк Волохов.

Всё в романе говорит о его пореформенном характере. Гончаров обращается к совершенно новым событиям и характерам. Он впервые в своём творчестве выводит образ нигилиста. Сферой проявления характера являются переживаемые героем чувства, прежде всего любовь. Роман многосюжетен.

В романе воссоздаются любовные истории разного плана. История Марины и Савелия – следствие крепостного права, чувство рабов. История Ульяны и Леонтия Козловых – любовь к прошлой эпохи, античности. Любовь Ульяны к Райскому – следствие её беспорядочной жизни. Трагическим обрывом оканчиваются отношения Веры и Волохова. Все любовные истории оканчиваются драматически. Гончаров говорит о кризисе общества. История бабушки и Ватутина напоминает рыцарский роман. История Райского напоминает романтическую концепцию Дона Жуана. В этом проявляется эпическое начало.

Роман развивается динамично. Сердцевина романа – борьба за Веру старых (бабушка, Тушин) и новых сил (Марк Волохов). Это тенденциозный роман с морализаторским, дидактическим началом, нарушающим равновесную объективность. Марк Волохов привносит элемент катастрофы. Вера требует от него любви, а Марк не признаёт никакого долга. Это сильная, но отрицательная натура.

Психологизм направлен на воссоздание самого процесса воссоздания характера. Он использует романтические категории. Колоссальную роль играют сны, символы. Сама жизнь становится сном. Все сны символичны. В снах переживается драматическая тема конца. Обрыв – символ нравственно-этического слома, потрясающего всех. Природа – символ вечности.

Через весь роман проходит создания романа. Мотив творчества связывает роман. Роман связан с освоением нового в политике и психологии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.