КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 23: своеобразие конфликта в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (социальный и нравственно-философский аспект)
Роман был написан под влиянием «Современника». Современность этого романа состояла в отражении ломки устоявшихся коренных начал русской жизни. Особенность этого романа заключалась в авторской позиции Тургенева. Тургенев всматривается во всех персонажей, в каждую точку зрения, ищет кризисный момент в каждом. Конфликт романа развивается в условиях кризиса 1859 г. Время максимально приближено к действительности. Кризис чувствуется во всём: в картинах природы, в деталях. В ситуации кризиса Тургенев разводит идеологии либералов и разночинцев. Он показывает превосходство демократической идеологии над либеральной. Базаров часто говорит о себе во множественном числе, что даёт эффект присутствия целого поколения. Основным расхождением является общественный антагонизм. Аристократы сталкиваются с демократами-разночинцами. Этот антагонизм является лейтмотивным в спорах. Павел Петрович представлен как консервативная, сковывающая сила прошлого. Базаров представлен как разрушающая, но освобождающая сила. Представлены два типа жизни и культуры: дворянская и новая, деятельная культура.Возникает вопрос о сущности нигилизма, современной действительной жизни. Хронотоп романа раздвигается. Русские проблемы выводятся в разряд европейских. Базаров выступает против идеи дворянской личности. Второй важный вопрос – вопрос о народе. Базаров говорит о народе свысока. В этом споре появляется отражение отношения разночинцев к народу. Встаёт проблема народного сознания. Базаров требует от народа развития. Дискуссионным является вопрос об идеализме и материализме. Базаров естественен, он относится к поколению материалистов. В идеологическом споре Базаров одерживает победу. Тургенев проводит героя через два круга испытаний. Чтобы показать полное превосходство разночинцев над либералами, Тургенев показывает сцену дуэли. Базаров вынужден покинуть Марьино. Второй аспект конфликта – философский и нравственно-этический. Это роман о судьбах людей. Содержание продиктовано философскими явлениями. Исследуя тип героя в «ситуации на рандеву», Тургенев отмечает развитие образа Базарова, отмечая в нём героическое и трагическое начало.В январе 1860 г. Тургенев заканчивает статью «Гамлет и дон Кихот». В ситуации конца 1850-х гг. Тургенев выразил своё коренное понимание человеческой природы. Он выстраивает оппозицию долга, деятельности (дон Кихот) и рефлексии (Гамлет). Соотношение Гамлета и дона Кихота проводится с акцентом на деятельное начало. Базаров – синтез дона Кихота и Гамлета. Переходность и кризисность образа отражается в своеобразии идеологического конфликта. В центре оказывается развитие характера парадоксальным образом. Базаров выламывается из схемы нигилизма. Изменения касаются всех героев. Любовь – ломка героя, мощный внутренний сдвиг. Структура характера Базарова способна к изменениям. «Беспокойный и тоскующий Базаров – признак великого сердца» (Ф.М. Достоевский). Базаров представляет новое направление философского мышления. Его оппоненты – современники герценовских гегельянцев. Павел Петрович отстаивает идеи Станкевича. В образе Базарова описан момент движения от гегельянства к материализму («Прежде были гегелисты, ныне стали нигилисты»). Материализм отказывается от Бога, от идеи независимости универсального пространства, акцентирует внимание на свободе личности. Но встаёт вопрос о мере этой свободы. Роман Тургенева схватывает начало эпохи. Это проявляется в понимании долга, восприятии природы, отношениях в семье и любви, столкновении со смертью. Образ дона Кихота даётся Тургеневым в трагических тонах. Дон Кихоты – слепое орудие истории. Базаров измучен своей рефлексией. Передаётся трагическое самочувствие человека, оказавшегося в одиночестве. Новизна личности Базарова проявляется в отношении с женщиной. Происходит самоломка героя. Тургенев корректирует его разночинские принципы. Впервые в «ситуации на рандеву» пасует героиня. Любовь к Анне Сергеевне трудна. Тургенев подаёт любовь стихийно великим и фатальным чувством. Анна Сергеевна – равновесный Базарову соперник на поле человеческих страстей. Это лучшее выражение представителей культурных людей дворянского слоя. Анна Сергеевна больше всего любит покой. В ней проявляется обломовский тип жизни. Последнее испытание Базарова – столкновение со смертью. В его смерти есть примирительный элемент. Тургенев пишет сцену гибели Базарова по мотивам «Гамлета» и «Дона Кихота».
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |