КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 17: «Фауст» и «Дворянское гнездо»: нравственно-философская проблематика (долг и счастье) и поэтика повести и романа. Опыт сравнительного анализа
Самой значительной повестью Тургенева 1850-х гг. является повесть «Фауст» (1856 г.). В повести любовь выступает в качестве таинственной и мощной силы. Повесть построена в виде девяти писем. Эпиграф взят из «Фауста» Гёте. Осмысление любви героев происходит через это произведение. Центральная проблема повести – противостояние долга и счастья. Через повесть проходят мотивы дворянского гнезда. Колоссальную роль играют картины природы. Показывая величие любви, Тургенев показывает, к чему она может привести. Необходимо подчинение предопределению судьбы.В том же 1856 г. рождается замысел романа «Дворянское гнездо». В декабре 1858 г. роман был закончен. Общество единодушно приняло роман. В романе Тургенев обращается к проблеме народности. Общий подход сменяется конкретным. Народность для демократов – сочувствие крестьянину, отмена крепостного права, неприязнь к помещичьему дворянству. Для либералов народность была связана с национальным. Интерес к народности в романе связан с главными героями. Тургенев даёт сложную, но либерально-демократическую концепцию. Эпическая природа романа – проблема развития России за счёт освобождения народа.Тургенев ставит проблему героя, повёрнутого в сторону народных интересов. Друг Лаврецкого Михалевич – реминисценция к Рудину, но этот герой уже не на первом плане. В образе Лаврецкого ставится проблема героя в связи со страдающим народом. Тургенев постоянно подчёркивает влияние народной нравственности в нравственности лучших умов дворянства. Центральный герой – сын помещика и крестьянки, русский богатырь («краснощёкое, чисто русское лицо с большим белым лбом, немного толстым носом, широкими правильными губами»). Роман «Дворянское гнездо» отразил новый момент в жизни русского общества: понимание определяющего характера народности. В понимании Тургенева находит место и «глубокое сочувствие мужику» (Добролюбов), и либеральные идеи. Идеология космополитизма в романе сталкивается с идеями народности.Тургенев выбирает героя, тесно связанного с народом. Его герой не похож на лишних людей. В тексте значимы все детали. Нечто жертвенное есть и в этом герое. Характер Лаврецкого – антитеза поведению лишних людей. В своих стремлениях он хочет «конечного счастья всех людей» и не разрушает чужого семейного счастья. Очень много из природы Лаврецкого позднее показано в Обломове. Тургенев выражает сознание демократизированной интеллигенции. «Лаврецкий стоит у начала того типа героев, которые привязаны к семейному гнезду» (Л.М. Лотман). Одним из прототипов Лаврецкого мог быть Л.Н. Толстой с которым Тургенев был знаком. Конфликт в романе проявляется в противопоставлении мира дворянского гнезда (Лаврецкий и Лиза) и космополитизма (Варвара Павловна и Паншин). За Лаврецким и Лизой стоит русская история. Д.Г. – наиболее эпичный и лиричный роман Тургенева. Современники остро чувствовали новизну романа. Само действие романа имеет очень короткий срок (май – июнь 1842 г.). Сам Лаврецкий родился в 1807 г., женился в 1833 г., разошёлся с женой в 1836 г., в мае 1842 г. вернулся на родину. Это было духовное возвращение. Эпилог датируется 1850 г. Создание эпического полотна связано с темой России. Тургенев сознательно стремится к воссозданию истории. Огромную роль в романе Тургенева играют биографии. Биографии из Д.Г. дают историю России вглубь. В биографиях уже живёт оппозиция космополитизм – народность. История рода Лаврецких представлена в ряду биографий предков. Предстаёт дворянская Россия в её историческом развитии. Даются также истории крепостных крестьян и чиновников. Тургенев рисует полотно русской жизни. Через биографии Тургенев воссоздаёт внутреннюю жизнь эпохи. Отец Лаврецкого рисуется как человек исключительно европейских интересов. Портрет его европейской жизни пронизан иронией. Тургенев критикует вульгарное западничество. Многие портреты блистательны с точки зрения вещественных деталей. Исключительную роль в романе играют пейзажи. Природа появляется в самых значимых для духовного развития героя моментах. Через восприятие героями природы даётся сближение с народной стихией. Тишина – источник духовного покоя. Тургенев разделяет действующих лиц по степени их близости к народу. Варвара Павловна и Паншин – люди безнравственных глубинных основ. Образы даются по контрасту способа описания. Главной становится характеристика через детали. Паншин – дилетант во всём. Он всегда рисует один и тот же пейзаж. Обязательный драматический узел в романах Тургенева – спор. Спор Лаврецкого и Паншина идёт о судьбах России. Тургенев создаёт в Лаврецком образ патриота. Паншин говорит о необходимости европеизации России, выражает полное презрение к России, неверие в её творческие силы. Лаврецкий отстаивает молодость и самостоятельность России, признание народной правды и смирение перед ней. Тридцать третья глава замыкает идеологический спор. Природа окаймляет этот спор. Непосредственно с темой родины и народности связана проблема долга и счастья в романе. По Тургеневу, счастье и долг – равнозначные для человека, но несовместимые друг с другом категории. В романе понятия счастья и долга конкретизируются в поведении героев. Долг – поиски воссоединения с родиной, приобщения к национальной судьбе. Образ матери становится доминирующим в истории любви Лизы и Лаврецкого. Лиза – главное лицо в романе, настаивающее на исполнении долга. Её нравственные убеждения основаны на религии, но религия – лишь применение традиционных представлений патриархальной русской жизни. Лиза воспитана на чтении житийных книг. Религия для Лизы – источник готовых нравственных ответов. Лиза Калитина обладает духовной избранностью. Она самая деятельная натура в романе. Через весь роман проходит тема долга. Д.Г. – самый лиричный роман Тургенева. Роман пронизан мотивами и образами из Пушкина. Д.Г. связывается с «Евгением Онегиным». Образ Лизы связан с образом Татьяны. Тургенев развивает пушкинскую концепцию – веру в незыблемость моральных начал. Соотношение повествования в Д.Г. и «Евгении Онегине» определяется элегической тональностью. Тургенев прощается с гармонией, идеей единения народа. Моральная победа Лизы и долга оборачивается трагедией несостоявшегося счастья. Также Д.Г. перекликается с Дубровским. Тургенев обращается к жизни провинциального дворянства. Лаврецкий сопоставляется с Дубровским. Это сопоставление Тургенев проводит прямо в тексте. Сопоставляется описание узловых моментов психологических коллизий. В поисках современного героя Тургенев опирается на Пушкина. В романе Тургенева появляется мотив ночной поездки.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |