Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология романов Тургенева




Типология романов Тургенева.Романы Тургенева как панорама русской обществ.жизни 1840-1860х гг.

Рудин – крат.сод-е. В деревенском салоне у Ласунской появляется посланный от знаменитого философа Рудин. В разговоре он очаровывает всех(Басистова и Наташу Ласунскую в том числе) своей эрудированностью, кроме Пигасова – нахального франта, нападающего на женщин в разговоре. На след.утро Ласунская-мать ухаживает за ним, оказывается, что он уже давно знаком с соседом Ласун-й Лежневым. все в доме Дарьи Михайловны Ласунской влюблены в Рудина, а он все больше общается с ее дочерью Натальей. Волынцев, неравнодушный к Наталье, Лежнев и сестра Волынского Липина обсуждают Рудина, и оказывается, что он очень самодовольный, любящий пожить за чужой счет человек. Он запудрил голову Наталье, солгал, что любит ее, чтобы она не досталась Волынскому. наталья просит у матери, она не велит ей выходить за него. Рудин струсил и объясняется с Натальей, она понимает,какой он ничтожный и убегает от него. Рудин и сам понимает, что хотя бы в этом разговоре он был ничтожен. Волынский чувствует своим долгом вызвать за обиду Наташи Рудина на дуэль, но получает письмо от Рудина, кот. собирается уезжать сам. Наташа вышла за Волынцева. О Рудине стало известно, что он переменил немало мест и занятий, что его застрелили на баррикадах в Париже, где он был под именем Поляка. Дым.Крат.сод-е. 1862 год. Курорт Баден-Баден. Литвинов ожидает свою невесту Татьяну, которая должна приехать скоро. Он встречается с кружком русских эмигрантов (Губарев, Потугин). Однажды он мельком видит свою давнюю любовь Ирину Осинину, с которой они долгое время находились в ссоре из-за ее несносного аристократического характера. Когда у них все начиналось, случился бал в Дворянском собрании в Москве. Отец и Литвинов хотел, чтобы она поехала туда, но она не хотела. Согласившись ехать, она запретила Литвинову быть на балу. Вела себя там очень гордо, ее увезли в Питер и сделали наследницей там. Литвинов бросил ун-т и уехал к отцу в поместье по хоз.делам. Привык, поехал за границу учиться агрономии, там и встретил Ирину. Ирина замужем за ген. Ратмировым. Ирина согласна бежать с ним, но он не мог больше предавать Таню, уже приехавшую к нему и знавшую обо всем и прощающую его. Он один уехал в Россию. Белые клубы пара и темные — дыма неслись мимо окон. Он следил за ними, и дымом казалось ему все: и собственная жизнь, и жизнь России. Куда подует ветер, туда и понесет её. Дома он взялся за хозяйство, расплатился с долгами. Однажды заехал к нему его дядя и рассказал о Татьяне. Литвинов написал ей и получил в ответ дружелюбное письмо, заканчивающееся приглашением. Через две недели он отправился в путь. Увидев его, Татьяна подала ему руку, но он не взял её, а упал перед ней на колени. Она попыталась поднять его. «Не мешай ему, Таня, — сказала стоявшая тут же Капитолина Марковна, — повинную голову принес». Накануне.кр.сод. 1853 год. Андрей Петрович Берсенев только что вышел кандидатом Московского университета, Павел Яковлевич Шубин был скульптором. Елена Стахова – дворянка, незаурядная, страждущая личность. Дмитрий Инсаров – болгарин, одержимый идеей освобождения своей родины, так как его родители были убиты турками, когда ему было 8 лет. Инсаров знакомится с Еленой, она влюбляется. Он как-то говорит Берсенву, что если б он полюбил русскую, то уехал бы тут же. И тут внезапно собирает чемоданы. Елена приходит и первой признается ему. Они вместе решают уехать. Перед этим Инсаров сильно заболел, но выздор-л. Они уехали в Италию, потом в Сербию, потом в Болгарию. Ему становится хуже,Елена видит сон. Наутро он умирает у нее на руках. Она остается в Болг., позже ее видели сестрой милосердия в Герцеговине. Дворянское гнездо.кр.сод. Лаврецкий, воспитанный при живых родителях издевательским образом управителями, женится на Варваре Павловне Коробьиной. Они едут во Францию. Там она ему изменяет, и он оставляет их с дочерью Адой в Париже. Сразу после этого его жена приобрела скандальную славу как девушки легкого поведения. Тем временем он приезжает в имение васильевское, где знакомится с семейством Калитиных и очаровательной Лизой Калитиной. Владимир Паншин – мелкий чиновник – хочет заполучить Лизу себе в жены. Ее мать не до конца на это согласна. Лаврецкий узнает о кончине своей жены и объясняется с Лизой, но та говорит, что готова выйти за Паншина по воле матери. Вопрос не решен. В один из вечеров между Лаврецким и Паншиным завязывается спор о судьбе России и Лаврецкий выиграл его со своими славянофильскими идеями. Лиза понимает, что любит его. Тут внезапно объявляется супруга Лаврецкого, после долгих переговоров он сходится с женой и поселяет их с дочерью в Петербурге, а сам уезжает в Москву. оказывается, Лиза постриглась в монахини. Жена его снова уехала в Париж. Он навестил Лизу, но она прошла, не взглянув на него, но с дрожащими руками и ресницами. Прошло восемь лет. Лаврецкий вновь посетил О… Старшие обитательницы калитинского дома уже умерли, и здесь царствовала молодежь: младшая сестра Лизы, Леночка, и её жених. Было весело и шумно. Федор Иванович прошелся по всем комнатам. В гостиной стояло то же самое фортепиано, у окна стояли те же самые пяльцы, что и тогда. Только обои были другими. В саду он увидел ту же скамейку и прошелся по той же аллее. Грусть его была томительна, хотя в нем уже совершался тот перелом, без которого нельзя остаться порядочным человеком: он перестал думать о собственном счастье. Краткое Новь. Нежданова из Петербурга приглашает госп-н Сипягин в поместье для своего сына. У Сипягина есть племянница, в которую влюблен брат жены Маркелов. Он страшный консерватор, а Нежданов – представитель нового молодого поколения. Так же есть крайний консерватор Калломийцев, не скры­вающий нелюбви к нигилистам и реформам. Он ненадолго возвращается в Питер с Маркеловым. У себя в комнате Нежданов вновь чувству­ет страшную душевную усталость. Опять много говорено, что надо действовать, что пора приступить, а к чему, никто так и не знает. Его «петербургские друзья» ограниченны, хотя честны и сильны. Впрочем, утром он заметил на лице Маркелова следы той же душевной уста­лости несчастного, неудачливого человека. Они задумывают переворот на фабрике. во время общения Марианна влюбляется в предводителя Соломина и забывает Нежданова. Их раскрывают и кто куда. Нежданов от неразделенной любви и неудачи в восстании убивает себя. Соломин и Марианна спасшись от следствия обвенчались. Товарищей-революционеров освобождают. Оказывается, что Машурина любила Нежданова.

В 1856 г. Публикацией романа «Рудин» Тургенев открывает серию произведений, написанных в этом новом для него жанре. Далее следуют «Дворянское гнездо», «Накануне», «отцы и дети», «Дым», «Новь». У него 2 этапа романа – дореформенные(Рудин, Двор.гнездо, Накануне) и послереформенные(Отцы и дети, Дым, Новь).

1.Тип романа определяется эпохой и личностью автора. Добролюбов писал о «Чуткости Тургенева к переменам в обществе». Тургенева интересуют переходы. Он понимает, что нужен действующий герой. Походу: Лаврецкий – появляется проблема народности. «Накануне» - выражает накал страстей, что и в публицистике того времени тоже было. Позже появляется герой над всеми – Инсаров и Базаров. Эта чуткость выражается в диспутах, в историч. контексте, в точных датировках. Его манера – лиризм(природа, музыка), служащий эпосу(эпические рамки создают биографии и эпилоги). Важна стихия автора и повествователя, вопросы этики, поведения, долга, счастья, жизни и смерти.

Излюбленное место действия в тургеневских произведениях - "дворянские гнезда" с царящей в них атмосферой возвышенных переживаний. Их судьба волнует Тургенева.

Как и в повестях, в романах Тургенева большое место уделяется любовной теме, которая, однако, всегда даётся в сплетении с исторической темой, а точнее с темой смены поколений. Каждый Тургеневский роман-это своеобразный отчёт об определённой эпохе русской истории, а взятые вместе они могут с полным правом называться художественной летописью жизни русской интеллигенции 30-60 годов 19 века. Пробуждение у Тургенева интереса к злободневной исторической тематике находится в прямой связи с переменами, начавшимися в России после смерти в 1855 году Николая 1. На смену авторитарному правлению приходит более мягкое и более открытое Европе правление Александра 2. Прогрессивные начинания оживили надежды западников. Вновь воскресла их вера в возможность исторического прогресса.

Первые 3 романа Тургенева посвящены ещё «николаевскому времени», но происходящее в них изображается как предчувствие того, что случится после 55 года- эпохи великих реформ Александра. В этом смысле название третьего романа «Накануне» можно считать общим для всей «николаевской» трилогии. Вера Тургенева в движение истории опиралась на представление о значимости отдельной человеческой личности, являющейся её творцом. Это представление нашло отражение в композиционной выделенности главного героя романа у Тургенева, который к тому же значительно превосходит масштабом всех остальных героев и словно возвышается над ними. Исключение составляет только главный женский персонаж, который так же по-своему выделен среди персонажей второго ряда. Его функция- проверка состоятельности героя и «суд» над ним в случае, если он не вполне и не во всём соответствует возложенной на него исторической миссии. Чаще всего такая проверка осуществляется в ситуации, обозначенной Чернышевским: состоятельность героя проверяется его способностью выдержать испытание любовью. Разумеется, речь идёт о любви нового типа, чувственной и раскрепощённой, но поскольку герой претендует на статус «нового человека», не скованного историческими традициями, он и должен быть подвергнут такого рода испытанию.

Работу над “Рудиным” Тургенев начал в 1855 году. Сначала роман назывался “Гениальная натура”. Под гениальностью Тургенев понимал способность убеждать и просвещать людей, разносторонний ум и широкую образованность, а под натурой — твердость воли, острое чутье к потребностям общественной жизни. Но по ходу работы такое название перестало удовлетворять Тургенева, поскольку по отношению к Рудину оно зазвучало иронически: “натуры” в нем вышло мало, не хватало воли к практическому делу, хотя “гениальность” в нем была. Художественное осмысление проблемы деятельного начала в человеке Иван Сергеевич Тургенев дал в романе «Накануне». В произведении заложена «мысль о необходимости сознательно-деятельных натур» для движения общества к прогрессу. Инсаров же возвышается над всеми действующими лицами романа (исключая Елену. С ней он вровень). Он возвышается как герой, вся жизнь которого освещается мыслью о подвиге. Самой привлекательной чертой Инсарова для автора является любовь к родине — Болгарии. Инсаров — воплощение огненной любви к отчизне. В «Накануне» явственнее, чем в других романах Тургенева, ощущается присутствие самого автора, его раздумий и сомнений, слишком ясно отраженных в раздумьях многих персонажей, в их помыслах и интересах. Тургенев выразил себя даже в тихой и светлой зависти к любви главных героев. Есть только долг, и необходимо следовать ему. Вот одна из важнейших мыслей романа. Нет ответа на вопрос, звучащий в самом названии романа—«Накануне». Накануне чего? — появления русских Инсаровых? Когда же они появятся? «Когда же придет настоящий день?» — этот вопрос задает Добролюбов в одноименной статье Что это — как не призыв к революции? Гениальность же Тургенева заключается в том, что он сумел увидеть актуальные проблемы времени и отразить в своем романе. Елена олицетворяет молодую Россию накануне общественных перемен. Кто нужнее ей сейчас: люди науки, искусства, государственной службы или гражданский подвиг? Выбор Еленой Инсарова дает ответ на этот вопрос. Мотив универсального трагизма жизни вторгается в роман неожиданной смертью Инсарова, исчезновением следов Елены на этой земле - "навсегда, безвозвратно". Мотив трагизма человеческого существования не умаляет, а укрупняет в романе Тургенева красоту и величие дерзновенных освободительных порывов человеческого духа, придает социальному содержанию романа широкий общечеловеческий смысл.

В последнем романе «Новь» Тур. опять проявляет живой интерес к событиям современной истории. На этот раз предметом изображения становится народническое движение 1870-х гг. действие романа происходит в 1868, когда появляются и начинают активно функционировать народнические кружки, в которых выработалась тактика мирного хождения интеллигенции в народ, а также подготавливался ряд акций по возбуждению народного гнева и неповиновения властям. Разочарованный в идеале Героя, Тур. скептически относится к планам и деятельности народников, политическая программа которых во многом строилась на концепции Героя-лидера, призванного вести за собой непросвещенную толпу, вдыхая в неё энергию ненависти к существующему положению вещей. Таким бунтарём-фанатиком, безоглядно переданным идее скорейшего освобождения народа и готовым ради её тождества всё сокрушить на своём пути, выведен в романе народник Маркелов, тип выродившегося Дон Кихота. Самоубийство Нежданова в конце романа символически выражает глобальную неудачу всего народнического движения, которое, по мнению писателя, было обречено с самого начала. Представители оппозиционной интеллигенции в «Нови» пользуются большей симпатией Тур. Здесь они изображаются не как зеркальное отображение «консервативной» партии, а как люди, безусловно, обладающие рядом моральных преимуществ по сравнению с их идейными врагами – дворянскими аристократами. Резко сатирическому освещению подвергаются в «Нови» убежденный монархист Каломейцев и близкий ему взглядам, хотя и маскирующегося под здравомыслящего и гуманного либерала богач и аристократ Сипягин.

Начиная роман «Отцы и Дети» с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше от просто семейной темы к столкновениям общественного, социального характера. Но семейная тема в романе придает социальному конфликту особую гуманистическую окрашенность. Конфликт романа в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями, между противоположными общественными течениями.Отцы и дети – социально – психологический роман. Социальная сторона - взаимоотношения демократа–естественника Базарова с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, в политических и философских рассуждениях с Аркадием. Психологическая сторона – в его нравственно–эстетическом содержании, общечеловеческой сущности таких категорий и ценностей, как любовь, дружба, отношение человека к природе, к искусству и морали.

Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры Базарова с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым или скрытое противоречие между Базаровым и Аркадием — факторы, которые обычно называют определяющими конфликта между “отцами” и “детьми”. Это и любовный конфликт(Базаров и Одинцова); это и внутренний конфликт Базарова, в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно завуалированный конфликт автора со своими героями, выразившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им.Верный своей реалистической манере обобщения жизненного материала, Тургенев не выводил образы героев романа из предвзятых идей, а отталкивался от конкретного реального лица. Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.
Сторона автора неизвестна. Будучи либералом по убеждениям, Тургенев чувствовал превосходство Базарова, более того, утверждал: "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". И далее: "Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко? ".Тургенев любит своего нового героя и в эпилоге дает ему высокую оценку: “...страстное, грешное, бунтующее сердце”. Он говорит, что не обыкновенный человек лежит в могиле, а действительно человек, нужный России, умный, сильный, обладающий нестереотипным мышлением.

Едва ли не каждый их главных героев тургеневских романов соотнесен с типом Гамлета и Дон Кихота – классических литературных персонажей, характеры вторых послужили основой для оригинальной тургеневской характерологии, изложенной писателем в докладе «Гамлет и Дон Кихот». В интерпретации Тур. Гамлет – это умный, образованный, обладающий тонким эстетическим вкусом человек, но вместе с тем болезненный эгоцентрик, предельно зафиксированный на себе. Бесконечно ценящий своё «я», но не способен принести его в жертву во имя какого-либо идеала. Ни во что не верующий и никогда не любящий, кроме себя, он не в состоянии перейти от отвлеченной мысли к реальному действию. В сфере любви – сердцу Гамлета, холодному, как лед, не знакомо большое, сильное чувство. Дон Кихот – прирожденный альтруист, всего себя готовый отдать идеалу, которому служит, ни на минуту не сомневаясь в его истинности. Если Гамлет – воплощенная мысль, то Дон К. – воплощенное действие с постоянной готовностью к жертве. Так же жертвенно и возвышенно его отношение к женщине, которой он поклоняется как Идеальному Существу, божественной Прекрасной Даме. Пламенный энтузиаст, исполненный веры, он способен увлечь за собой народные массы.Нетрудно заметить, что Гам., в тургеневском его понимании, одновременно напоминает байроновского героя и во много его повторяющих и к нему восходящих «лишних людей» русской литературы. Дон Кихот же – это соединение типа возвышенного романтика и отчасти типа нового, нерефлексивно-цельного человека. Гамлет - это символ русской дворянской интеллигенции с её высоким уровнем образованности и рефлексивной культуры, который, однако, не столько помогает, сколько мешает ей соответствовать историческим задачам, стоящим перед русской нацией и требующим незамедлительных и активных действий; тогда как Дон Ких. – символ молодого, гораздо менее культурного, но гораздо боле мобильного поколения разночинцев, которые как раз в середине века вышли на авансцену русской общественной жизни и с которыми Тур. В тот период связывал надежды на её действительное и результативное преобразование в духе новоевропейских идеалов. Как Гамлет, ведёт себя Рудин и в ситуации, когда в него влюбляется завороженная его пламенными речами и исключительностью его облика молодая девушка Наталья Ласунская: в ответ на её смелое предложение соединиться с ним – вопреки воле матери – сою судьбу, Рудин, не чувствуя в себе ни капли любовного горения, объявляет себя не готовым к такому шагу. В психологическом плане характерны Инсарова и Елены есть достаточно парадоксальное соединение типа Дон Ких, энтузиаст и альтруист, готового принести себя в жертву во имя идеала, не знающего расхождения между словом и делом, а так же чувством и долгом и стоявшего выше традиционной этики, настаивающей на подобном расхождении как на необходимом условии нравственности. (Инсаров - «Накануне»). Бунтарем-фанатиком безоглядно преданным идее скорейшего освобождения народа и готовым ради её торжества все сокрушить на своем пути, выведен в романе народник Маркелов, тип выродившегося Дон Кихота. (Маркелов - «Новь»)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.