Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 3: Композиция «Былого и дум» А.И. Герцена: соотношение романной и очерковой структуры




«Былое и думы»

Б.И.Д. – вершина творчества Герцена, самобытное явление русской литературы. В книге нашла отражение русская и западновропейская действительность 1830 – 1860-х гг. Эта книга написана мыслителем, рисующим духовную эволюцию. Герцен показывает историю поколения. История предстаёт в сложных связях. Эта книга весьма субъективна. Человек переживает историю. Б.И.Д. создавалась в 1852 – 1867 гг.

Этапы работы над «Б.и.Д.»:

1.1852 – 1855 гг.;

2.1856 – 1858 гг.;

3.1865 – 1867 гг.

В начале 1850-х гг. Герцен обращается к теме детства, блестяще обработанной Толстым. По-новому ставится проблема личности: интересным представляется становление личности, развитие социально-психологического аспекта. В этот период наблюдается интерес к всевозможным мемуарам. Б.и.Д. – и мемуары, и историческая хроника, и роман. Герцен называет Б. и Д. и записями, и хроникой. Герцен сравнивается в с Толстым.

Л.И. Гинзбург называет Б.и Д. «своеобразной эпопеей». «В этой эпопее обобщённая аналитическая мысль становится живой тканью художественного произведения, средой, в которой живёт весь охваченный жизнью материал». (Л.И. Гинзбург). Б.и Д. – синтез художественного начала образной системы с мыслительным началом.

Эпопея возможна там, где художник кладёт в основу общенациональное событие. Такое событие есть в Б. и Д. Эпопея требует определённой пространственно-временной организации. Видимые моменты – 1812, 1825, 1848, 1852, 1861 гг. Но Герцен делает экскурсы и в прошлое, и в будущее. Он охватывает почти всю Россию и европейские страны. Композиция Б. и Д. относительно свободна. Эпическое сознание выражено сознанием народа. Точка зрения Герцена характеризуется исторической диалектикой и глубочайшим демократизмом. Б. и Д. – ключевой текст для формирования русского исторического сознания. Б. и Д. – «отражение истории в человеке» (А.И. Герцен). Герцен рассматривает личность как отражение развития мира. Человек – отражение столкновения двух миров. Путь героя повторяет ход русской истории. Первая часть – становление идеолога русской революции. Главное эпическое событие Б. и Д. – рождение и формирование новой идеологии в России, исторической идеи социалистического сознания, создание рая на земле. Этот герой – точка столкновения двух противоположных идеологий. Первые пять частей книги – становление героя как процесс.

Первая часть – столкновение помещичьего быта и нового мировоззрения, отношения с простыми людьми. Вторая часть – тюрьма и ссылка, воспитание героя жестокой действительностью, столкновение Герцена с деспотизмом. Третья часть – классический любовный роман, история любви, воспитание героя любовью. Четвёртая часть – формирование нового мировоззрения, становление русской национальной мысли. Пятая часть – события 1848 г., духовная драма Герцена.

Части книги, написанные до 1861 г. – романный текст. В автобиографического героя Герцен вложил всю силу историко-литературной проблематики. В последних частях Герцен убирает своего автобиографического героя. Он рассказывает о героях времени. Последние части носят очерковый характер.Герцен делает каждое входящее в повествование лицо маленьким микромиром. Он имеет дело только с реальными фактами и отбирает исключительных лиц. Герцен ставит эти лица в причинно-следственные связи. Портрет героев предельно лаконичен. Герцен даёт суммарный психологический анализ. Он показывает связь истории и человека. Образ отца Герцена составлен из двух частей: либеральный дворянин XVIII века и типичный русский помещик.Герцен вводит определённую иерархию своих героев. Его реализму присуща аналитическая многоплановость. Ирония сочетается с лиризмом. Там, где Герцен выводит «фанатиков рабства», анализ сменяется памфлетом, просматривается чистая публицистика, описание становится одноплановым. Своих близких Герцен рисует в высоких тонах.Эссеистический характер пронизывает весь материал текста. Мысль Герцена – мысль исследователя. Главный принцип организации материала – ассоциативный. Герцен соединяет размышления с конкретными деталями. Стиль в высшей степени метафоричен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.