Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос№7: Жанровое своеобразие «Былого и дум» А.И. Герцена




Вопрос№6: Биографический принцип в художественном творчестве А.И. Герцена.

Принцип историзма определяет строение худ. образа. (И это отличает «Былое и думы» от мемуаров) у Герцена каждое входящее лицо – маленький микромир. Особенностью книги является то, что он пользуется только реальносущ. фактами. Эти лица ему интересны, потому что в них заключено больше, чем в самой идеи. Каждая жизнь может дать больше ответов, чем любой «восковой анатомический препарат героя произведения». Он «не знает того, что дремлет в равнодушии…»

Герцен ставил в эти лица причинно-следственные связи, то есть рефлексирует их жизни, анализирует. Герцен был мастер литер портрета. Он очень умело портретировал людей. Герцен рассказывает нам способами образного мышления.

Изображает декабристов в «Былом и думах» очень специфично. Оно обусловлено двоякостью декабризма: высокие идеи + неудачность, безвыводность конца. Мощь, сила и разлом этого, этакий лев в клетке. Практически нет персонажей без историзма, без исторического акцента.

Таким образом историзм дает Герцену раскрыть характеры, причины событий связанных с героями. Но вот вопрос: «Не ведет ли это к фатализму?» Герцен проявляет свою тенденциозность именно как к способу раскрытия; ирония, сарказм, наличие разных уровней повествования говорят об авторской оценке – отсутствие фатализма.

(Аракчеев, Бенкендорф…) Там, где звучат имена этих героев анализ становится памфлетом, чисто публицистическим текстом. Таким образом способ стилизации и портретирования определяется историзмом.

 

Идейно-художественная система порождается и жизненным опытом героя, и закономерностью развития русской лит-ры. Герцен обратился в написании к теме к которой вот-вот работал Толстой. Новая трактовка становления человека. Сначала 50-х годов начинается развитие социально-психологического развития. В этот период наблюдается повышенный интерес к мемуарам. Как назвать жанр «Былого и дум»? Этот вопрос открыт до сегодняшнего дня, это особенность русской лит-ры. Если посмотреть на содержание, мы можем назвать это мемуарами, исторической хроникой (1812 – 60гг. хроника реальных событий), романом (так как главный герой и жизненные коллизии здесь есть). Герцен же сам называет это записками. Вопрос о жанровом определении показывает те моментальные изменения происходящие в русской жизни, значит, отражающиеся в лит-ре. Л. Гинзбург: «Былое и думы» - своеобразнейшая эпопея», так как по ее мысли в этой эпопее «обобщенная аналитическая мысль становится живой тканью художественного произведения, средой, которой живет весь охваченный жизненный материал». Эпопея – 1) изображение субстанции народного духа. 2) имеет пространственно-временные промежутки. 3) свободная композиция. 4) авторская т.зрения (историзм, диалектика, демократизм) Думы играют исключительную роль в «Былом и думах». Перед нами – мыслитель. Здесь синтез художественного начала образной системы с аналитическим началом – очень интересный сплав, следовательно, мы его относим и к историческому жанру и к психологии, но это синтез.

Эпопея возникает там, где художник положил в основу события общенационального значения. Как в «Войне и мире» и «Илиаде и Одиссеи». Духовное событие. В борьбе двух миров - новая личность. Такое событие есть в «Былом и думах». Эпопея требует определенной организации текста. Такое есть в «Былом и думах», они даны с небольшими отступлениями. Эпопея должна быть широко пространственно организована. Это есть. Здесь не только множество городов, но и стран. Произведение должно иметь свободную композицию, дабы дать читателю объективность происходящего.

Думы пронизывают весь конкретный материал текста. Герценовская мысль – мысль ученого. Главный принцип изложения материала - ассоциативность. Когда, он говорит о фактах, он присоединяет к ним конкретное детализирование мысли. Его метафора научна, эстетически многомерна. Николай первый – самодержавный экспедитор (экспедитор – самый нижний чин…). Сближение далеких сфер становится средством политического памфлета. Историзм и диалектичность – уникальность таланта. Обусловило почти все в «Былом и думах».

Герцен – идеолог, западник, следовательно, это утопия западнической идеологии, подобное будет написано Аксаковым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.