КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 29: идейно-художественное своеобразие романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и отзыв В.Г. Белинского о реализме И.А. Гончарова
Замысел и работа над романом датируются 1845 – 1846 гг. В это время Гончаров сближается с демократами. «Я разделял во многом их образ мыслей относительно свободы крестьян, просвещения общества и народа, вреда всякого рода стеснения и ограничения для развития» (И.А. Гончаров). Роман был опубликован в 1847 г. в третьем и четвёртом выпусках журнала «Современник». Гончаров стремился показать русскую жизнь в развитии. «Это было время начинавшейся ломки старых понятий и зари чего-то трезвого, делового, нужного» (И.А. Гончаров). В том же 1847 г. роман выходит отдельным изданием. Александр Адуев приезжает завоёвывать столицу и теряет иллюзии. Эта тема была уже сформирована в литературе. Основа романа – конфликт патриархального сознания и «нового века». П.И. Адуев – человек нового века, совмещающий формы активной деятельности. Между Адуевыми возникают диспуты, в которых Александр проигрывает. Конфликт в романе строится на столкновении иллюзий, порождённых патриархальным и новым петербургским типом жизни. Это типичный диалогический конфликт. Гончаров заставляет самого читателя делать выводы и моделировать норму. Роман делится на две части. Остро поставлена проблема романтизма. В первой части романа проводится критика мечтательного романтизма. В романе присутствуют бытовые, философские, эстетические планы романтизма. Мечтательный романтизм – проявление помещичьего, крепостнического, патриархального уклада. В этом романтизме Гончаров видит высокие начала, связанные с поисками истины. Отношение к романтизму у автора двойственное. Первая часть романа направлена на критику Александра. Гончаров показывает его в сфере любви, службы, творчества. Экспозиция – изображение жизни в деревне Грачи. «Он прежде всего романтик по воспитанию» (В.Г. Белинский). В экспозиции намечаются темы и мотивы, повторяющиеся на протяжении романа: слёзы, любовь, счастье. Первую часть романа занимает процесс развенчивания иллюзий. Сначала происходит крушение иллюзий, связанных со службой. Бюрократический Петербург очень скоро показывает своё отношение к Александру. Адуев пишет и переводит трактаты по агрономии. Он обладает обширными знаниями, но неспособен к реальной работе. Крушение происходит и в любви. Александр мечтает о колоссальной страсти, о подвиге. У него происходит три увлечения. Первое чувство – чувство холодного мечтательного эгоиста к поэтичной Наде Любецкой. Восторженная любовь оканчивается трагически. Наде наскучил герой, который только требовал любви для себя. Во втором увлечении он сталкивается с Юлией Тофаевой – рефлектирующей, сломленной душой, его зеркальным отражением. Адуев бежит от неё. Третий роман происходит с молодой девушкой Лизой. Герой завоевывает её по всем законам романтизма, но пасует перед ней. В конце первой части Александр становится похож на своего дядю. Третья иллюзия – творчество Адуева. Дядя рецензирует творчество Александра негативно, демонстрирует племяннику отсутствие у того вкуса и таланта. Совокупность жизненных разочарований отрезвляет и ломает Александра. Адуев пытается всё исправить. Он покидает Петербург и возвращается в Грачи. Из романтика он превращается в копию П.И. Адуева. Первая часть – критика патриархального начала, породившего Адуева. Параллельно проходит мотив драматической утраты. Александр – жертва прозаической действительности. В связи с диалогическим конфликтом в романе проходит оппозиция города и деревни. Образ природы связан с изображением патриархального. В Грачах оформляются темы природы и материального. Такая форма равновесия создает эффект объективного письма. Белинский сравнивал Герцена и Гончарова. В лице Гончарова он видел истинного художника. Гончаров оценивал персонажей через их соотношение. В романе присутствуют опорные точки, придающие целостность всему повествованию. Ю.В. Манн считал, что в эпилоге Гончаров продемонстрировал просветительское представление о человеке: естественный человек нормален в своей основе, никакие обстоятельства не способны заглушить гуманное начало. Манн акцентирует сложное представление о человеке. Эстетика Гончарова – показать драматическое содержание обыкновенной жизни.
Вопрос № 30: проблема национального характера в романе И.А. Гончарова «Обломов» Летом 1857 г. Гончаров уезжает в Мариенбад, где в течение семи недель пишет роман «Обломов». В 1859 г. роман был опубликован в журнале «Отечественные записки», а также вышел отдельным изданием. Гончарова занимал вопрос встречи двух эпох, которая продолжалась в романе «Обломов». В русской жизни наступала эпоха действия. Проблема дела становилась центральной. В романе выводится один из лучших представителей дворянства в ситуации перемены русского общества. Затяжное эпическое описание у Гончарова критики называли мелочной разработкой характера, нагромождением деталей. В статье «Что такое обломовщина» Добролюбов отклоняет эту критику, считая, что это кажущиеся недостатки, особый способ художественного воссоздания жизни. Добролюбов сравнивал Гончарова с Тургеневым, Он говорил об особой структуре манеры Гончарова. «В умении охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова» (Добролюбов). Через все романы Гончарова проходит образ реки, выражающий его представление о неиссякаемости русской жизни. Русская жизнь представляется ему органичным образованием. У Гончарова диалектичное отношение к патриархальному. Предметом искусства, по мнению Гончарова, может быть нечто устоявшееся. Гончарова как художника интересует добро и способы его достижения. Он дает изображение героя времени. Роман дает социальное исследование обломовщины. В романе дается синтез дореформенной русской жизни, в интерпретации Добролюбова получающая объяснение сна, застоя. На первых страницах романа идёт накопление материала. Автор знакомит читателя с физическим обликом и духовной жизнью. Главная ценность для Обломова – сохранить человеческое достоинство. В конце первой части романа, в главе «Сон Обломова» даётся своеобразная экспозиция. В диспуте Обломова и Штольца идёт разговор о счастье. Штольц считает представления Обломова о счастье «обломовщиной». После расставания с Ольгой Обломов сам видит в этом причину своих несчастий. Там, где в обломовщине преобладают лень и апатия, Гончаров показывает сатирическое начало. Роман состоит из четырёх частей. Первая и четвёртая части – типичная обломовщина. Во второй и третьей частях в произведение входит любовь, заставляющая Обломова встать с дивана. Главный мотив первой части – планы, мечты, идеалы. Счастье Обломова постоянно сталкивается с жизнью. Гончаров показывает несовпадение планов и образа жизни героя. Вторая и третья части – эксперимент, испытание Обломова на любовь. Гончаров духовно освобождает героя, показывает его золотое сердце. Обломов понимает, что Ольга не будет счастлива с ним. Любовь вызывает рефлексию Обломова, завершается духовной усталостью. Любовь не возбуждает в нём энергии. Гончаров показывает, что Обломов не способен к реальной деятельности. Парадокс образа заключается в соединении нравственных идеалов с невозможностью осуществить их. Обломов, как и Лаврецкий, близок к народной культуре. Проблема покоя Обломова отсылает роман к средневековому менталитету, проблемам монастырской жизни. Обломов удаляется, чтобы сохранить нравственность. В его жизни осуществляется принцип монастырского. Обломов не подвержен ни одному из смертных грехов. Через роман проходят мотивы еды и сна. Обломов совершенно неприхотлив в еде. Гончаров последовательно освобождает героя от всех грехов. Роман сближается с житием. Произведение имеет несколько планов содержания: социальный, философский, этический, психологический планы. Важным средством выявления качеств Обломова является присутствие Штольца. Штольц не лишён духовности как Адуев-старший, он приближен к России. Но он воплощает новый европейский тип жизни. Между Штольцем и Обломовым развивается идеологический конфликт. На фоне Штольца видна инфантильность Обломова. Но Обломов выигрывает «золотым сердцем», чувствами. Штольц рационален. Читатель постоянно соотносит героев. Двойственное отношение к России и Европе было высказано в книге «Фрегат «Паллада» в главе «Лондон». Гончаров считает Лондон центром разыития промышленности и уважения достоинства в человеке. Соотношение патриархального и буржуазного типов сознания выражено в антиномии «торговля – жизнь». «Добродетельности [в Англии] лишена своих лучей: она принадлежит обществу, нации, но не сердцу» (И.А. Гончаров). На фоне образа Ольги Ильинской даётся оценка героев. Она является судьёй нравственных свойств героев, нравственно превосходя их. Прототипом Ольги Ильинской была Е.П. Майкова, типичная женщина 1860-х гг., издававшая детский журнал «Подснежник» и вышедшая замуж за разночинца. В своих источниках Гончаров приближался к реальной жизни.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |