Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 4. Предмет и метод экономической науки




Билет 3.

Предмет эконом науки постоянно изменялся. В своем развитии он прошел 4 этапа:

1. становление эконом науки (XXв до н.э.-XVIв.), экономика не была самост наукой

2. XVI-XIXв.в., рассматривается как рыночная наука, источники и формы нац. богатства изучались с целью дать рекомендацию прав-ву своей страны по увеличению этого нац. богатства

3. неоклассическая экономика, экономикс, к.XIX в. - сер.XXв., предметом становитмся эконом поведение хоз.субъектов в условиях ограниченности ресурсов (Альфред Маршалл «Принципы экономикса»)

4. современный этап: неолиберализм (новое учение об эконом свободе, в основе лежит утвержд о том, что гос-во не должно вмешиваться в хоз.жизнь, гос-во должно принимть з-ны о защите част.собств.), кейнсианство (1936г.-Кейнс «Общая теория занятости процента и денег», учение о нац. и мир. хоз-ве, пропаганда вмешательства гос-ва в экон, заклад. основы макроэконом), неоклассический синтез (неолибер+кейнс), институционализм (соврем.школа, предметом явл. взаимодействие чел-ка и разл.эконом институтов - гос-во, собств, профсоюз).

 

Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена эконом теорией. Предмет эк теории изучает эконом поведение людей, т.е деятельность в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематер эконом благ в условиях альтернативности целей и возможностей испльз редких ресурсов. С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня эк анализа: Мароэкономика – изучает законы функционирования всей нац экономики. Микро – анализ эконом действий индивидов. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод эк теории – это те средства, которые используются для изучения предмета науки. 3 группы:

1) общетеоретические/общенаучные - метод научной абстракции (предполагает выявление главного, существенного, типичного путем отвлечения от несущественного, второстепенного)

2) формально-логические – индукция (способ познания, идущий от част к общ, от фактов к теории), дедукция (от общ к част, от теории к практике), синтез (метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изуч в процессе анализа), анализ (метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные сост части и их изучение), аналогия (метод познания, предполаг перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные), сравнение

Виды эконом анализа: позитивный ( исследование явлении такими, какие они есть), нормативный (оценочный анализ того или иного явления), микроэкономический, макроэкономический, функциональный (выявл эконом зависимости двух переменных величин), предельный/маржинальный (выявл зависимости между доп доходами и доп расходами, возникающими в связи с увеличением производства на одну доп единицу)

3) специальные/экономико-математические – эконом-математ моделирование(способ исследования путем построения простейших картин о том или ином эконом явлении)

Эконом закон – прочная, устойчивая, постоянно повторяющаяся функцион. зависимость каких-либо эконом явлений.

Эконом законы и законы права àэконом законы действуют независимо от воли и желания людей, однако их объединяет истор хар-р

Функции: познавательная, позволяющая расширить наши познания в области эконом процессов; методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных эконом науках; практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении гос политики; прогностическая, предвиденье в области краткосроч и долгосроч эконом развития.

 

Билет 5. Понятие и центральные проблемы экономической системы. Способы решения экономических проблем.

Эконом с-ма – организованная совокупность отношений между производителем и потребителем.

Общие черты: все состоят из одних и тех же элементов, для каждой эконом с-мы характерен тот или иной способ координации хоз. деят, все решают центр проблемы

-- что, как и для кого производить?

2 способа решения центр проблем:

1. Иерархия – способ решения центр проблем, основанный на соподчинении и командах и приказах, идущих сверху вниз

2. Стихийный (спонтанный)порядок – сп. реш. центр. проблем, основанный на ценовых рыночных сигналах, идущих снизу вверх.

 

 

Билет 6. Сравнительный анализ типов экономических систем. Собственность и её роль в экономической жизни общества.

Тип эконом.с-мы – это особым образом организованная совокупность эконом. элементов.

-- традиционная, командно-адм., рыночная (чист.кап.,амер.тип), смешанная (евр.тип, перех.тип)

3 признака:

1. тип упр.ресурсами: тр. - традиции и обычаи, к-а - ком.-адм.тип, р. - рын.тип, см. - смеш.тип

2. господств.форма собств. – тр. - общинная, к-а - гос., р.(ч.к.) - частная, индивид., р.(ам.) – корпорат., акцион., см.(евр.) – коллект., см.(перех.) – многообраз., преоблад.част.

3. способ координации хоз.деят.– иерархия, -//-, стихийный, макро-стих/микро-иер, -//-, -//-

Собственность – многогранное понятие. соврем.институц.формулировка:

первоначально вознивает право собственности (-это санкционированные общ-вом в лице гос-ва нормы эконом поведения людей в процессе использования огранич.ресурсов и благ, произв.с их помощью)

собственность как эконом понятие (-это отношения между людьми, надел.опред.правами по использванию огран.ресурсов и благ, произвед.с их помощью)

 

 

Билет 7:

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.Участники: предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, собственники ценных бумаг.

Условия возник рынка:

Обществ раздел труда – распр в обществе соц функций между людьми.

Специализация - различные группы производителей занимаются отдел видами хоз деятельности. Определ принципом сравнительного преимущества, т.е. способность производ продукцию при относ меньшей альтернат стоимости.

Эконом обособленность субъектов рынка – сам производ решает что, как производить, кому и где продавать создан продукцию.

Свободный обмен ресурсами – сущ в стихийном порядке, позвол сформироваться свобод ценам, которые будут подсказ хоз агентам наибол эффект направления их деятельности.

Субъекты рынка:

Домашнее хозяйство (семья) – основная структурная ед., может состоять из 1 и более человек. ДХ явл собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала, деньги расходуются для удовл личных потребностей, приобретение благ и услуг.

Бизнес (предприятия)– это деловое предприятие, функционир с целью получения дохода. Поставляет готовые блага и услуги, приобретает факторы производства для создания благ.

Государство (правительство)– предоставлено различными бюджет. организациями, которые реализуют функции гос.регулир эконом. Посредник между бизнесом и ДХ.

Как собственник: поставляет ресурсы, приобретает благо и услуги.

Как предприниматель: приобретает ресурсы, поставляет благо и услуги.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.