КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Векторы в трехмерном пространстве. Операции над векторами. Векторный подход к решению задачи.
Отрезки АВ и СD называются эквиполлентными, если они одинаково направлены и имеют равные длины. Вектор – множество всех направленных отрезков, любые 2 из которых эквиполлентны. Операции над векторами: 1. возьмем произвольные векторы`а и`b. От какой-нибудь т.А отложим вектор АВ =`а, затем от т.В отложим вектор ВС=`b. Вектор АС=`с называется суммой векторов `а и`b и обозначается так: с = а + b. Для нахождения суммы 2 неколлинеарных векторов используют правило треугольника и параллелограмма. Для произвольных векторов а, b, с справедливы следующие равенства: 1) а + b = b + а. 2) (а + b) + c = a + (b + c). Для построения суммы нескольких векторов используется правило многоугольника. 2. Разностью векторов а и b называется такой вектор х, что b + x = a. 3. Произведением вектора а на число a называется вектор р, который удовлетворяет условиям: 1) |p|=|a||a|, где |a| - абсолютное значение числа a; 2) ра, если a³0 и р¯а, если a<0. Для произвольных чисел a, b и векторов а и b справедливы след.равенства: 1) 1×а=а и -1×а = -а. 2) a(bа) = (ab)а. 3) a(а + b)=aа + ab. 4) (a + b)а=aа + bа. 4. Скалярным произведением 2 векторов называется число, равное произведению их длин на косинус угла между ними. Для произвольного числа a и произвольных векторов а, b, с справедливы след.равенства: 1) ab = ba, 2) (aa)b = a(ab) и a(ab) = a(ab). 3) (a + b)c = ac + ab. 5. Смешанным произведением некомпланарных векторов а, b, с, взятых в данном порядке, называется объем параллелепипеда, построенного на этих векторах, снабженный знаком «-», если базис а, b, с правый, и знаком «+», если этот базис левый. Для произвольных векторов а, b, с, d и произвольного числа a имеют место след.равенства: 1) abc = bca = cab, 2) abc = -bac, abc = -cba, abc = -acb. 3) (aa)bc = a(abc), a(ab)c=a(abc), ab(ac)=a(abc). 4) (a+b)cd=acd+bcd, a(b+c)d=abd+acd, ab(c+d)= abc+abd. 6. Векторным произведением неколлинеарных векторов а и b, взятых в данном порядке, называется вектор р, длина которого численно равна площади параллелограмма, построенного на этих векторах; этот вектор ^векторам а и b и направлен так, что базис a, b, p имеет правую ориентацию. Для произвольных векторов a, b, c и произвольного числа a имеют место след.равенства: 1) [ab]=-[ba], 2) [aa,b]=a[ab], [a,(ab)]=a[ab], 3) [a+b,c]=[ac]+[bc], [a,b+c]=[ab]+[ac]. Рассмотрим систему векторов а1, а2, …, аn и зададим n действительных чисел a1, a2, …, an. Вектор b=a1а1 + …+ anаn называется линейной комбинацией данных векторов. Система векторов называется линейно зависимой, если $числа a1, a2, …, an, среди которых хотя бы 1 отлично от 0, и такие, что a1а1 + …+ anаn = 0. Базисом векторного пространства называется такая система векторов, которая задана в определенном порядке и удовлетворяет условиям: 1) система линейно независима. 2) "вектор пространства является линейной комбинацией данной системы векторов. Пусть е1, е2, е3 – данный базис, а – произвольный вектор пространства. $единственные числа а1, а2, а3 такие, что: а=а1е1 + а2е2+а3е3. Говорят, что вектор а разложен по векторам базиса. Коэффициенты а1, а2, а3 называются координатами вектора а в этом базисе. Базис i, j, k называется ортонормированным, если его векторы удовлетворяют 2 условиям: 1) |i| = |j| = |k| = 1. 2) если ОЕ1 = i, OE2 = j, OE3 = k, то углы Е1ОЕ2, Е1ОЕ3 и Е2ОЕ3 прямые. Длина вектора а(а1, а2, а3) в ортонормированном базисе вычисляется по формуле: |a| = .
6. Общая теория линий 2 порядка. Классификация линий. Теорема о подобии линий 2 порядка.
В аффинной системе координат Ое1е2 общее уравнение линий 2 порядка имеет вид: а11х2 + 2а12ху + а22у2 + 2а10х + 2а20у + а00 = 0. Коэф. этого уравнений – любые действительные числа, причем а11, а12, а22 не равны одновременно 0. Для того, чтобы привести это уравнение к каноническому виду, необходимо: 1) найти корни характеристического уравнения: l2 – (а11+а22)l + (а11а22 – а122) = 0. 2) найти координаты векторов i¢(cosa, sina) и j¢(-sina, cosa) по формулам. 3) вычислить коэф. а¢10, а¢20 по формулам: а¢10 = а10cosa + a20sina, a¢20 = - a10sina + a20cosa, a¢00 = a00. И записать уравнение линии g в виде: l1х¢2 + l2у¢2 + 2а¢10х¢ + 2а¢20у¢ + а00 = 0. 4) Переносом начала координат получить каноническое уравнение линии g. 5) построить систему координат О¢i¢j¢ по координатам т.О¢ и векторов i¢ и j¢ и затем построить точки линии g в системе О¢i¢j¢ по каноническому уравнению. Примеры: 1) Эллипс: =1. 2) Гипербола: =1. 3) Парабола: у2=2рх. Эксцентриситетом называется число e = c/a, где с – фокальное расстояние, а а- большая полуось. Теорема: 2 эллипса, эксцентриситеты которых равны, подобны. Док-во: пусть в ортонормированных реперах (О, Е1, Е2) и (О¢, Е¢1, Е¢2) данные эллипсы g и g¢, эксцентриситеты равны, имеют соответственно канонические уравнения: =1 и =1. Докажем, что g~g¢. Рассмотрим движение f1, которое репер (О, Е1, Е2) переводит в (О¢, Е¢1, Е¢2). При этом движении эллипс g переходит в некоторый эллипс g1, который в репере имеет уравнение =1. Эллипсы g и g¢ имеют равные эксцентриситеты e. b/a = , b¢/a¢ = , поэтому a/a¢ = b/b¢. Гомотетия f2 c центром О¢ и коэф. а¢/а в репере (О¢, Е¢1, Е¢2) задается формулами: х¢=а¢х/а, у¢=b¢у/b или х = ах¢/а¢, e = be¢/b¢. Образом эллипса g1 приэтой гомотетии является линия =1, т.е. эллипс g¢. Т.к. f1 и f2 являются преобразованиями подобия, то f2f1 – подобие, которое переводит g в g¢, поэтому g~g¢. Теорема: 2 гиперболы, эксцентриситеты которых равны, подобны. Теорема: любые 2 параболы подобны. (это не надо, почитайте так для интереса).8. Построения на плоскости с помощью циркуля и линейки без делений. Методы построений.
Следующие шаги построения мы считаем выполнимыми: 1) построение прямой, проходящей через 2 построенные точки. 2) построение окружности с центром в построенной точке и с радиусом, равным отрезку с концами в построенных точках. 3) построение точки пересечения 2 непараллельных построенных прямых. 4) построение точек пересечения построенной окружности и построенной прямой, если они пересекаются. 5) построение точек пересечения 2 построенных окружностей, если они пересекаются. Основные построения: 1) Отложить на данном луче от его начала отрезок, равный данному отрезку. 2) отложить от данного луча в данную полуплоскость угол, равный данному углу. 3) построить треугольник по 3 сторонам. 4) построить треугольник по 2 сторонам и углу между ними. 5) построить треугольник стороне и 2 прилежащим углам. 6) построить биссектрису данного неразвернутого угла. 7) построить серединный ^ данного отрезка. 8) построить середину данного отрезка. 9) построить пр., проходящую через данную точку и перпендикулярную данной прямой. 10) построить пр., проходящую через данную точку и параллельную данной пр. 11) построить прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу. 12) построить прямоугольный треугольник по гипотенузе и катету. 13) построить касательную к окружности, проходящую через данную на ней точку. Схема решения задач: 1) Анализ - или поиск решения задачи состоит в установлении зависимостей между данными фигурами и искомой фигурой с целью нахождения способа решения задачи. 2) Построение – состоит в последовательном перечислении тех построений, которые надо выполнить для решения задачи. 3) доказательство – состоит в том, чтобы установить, что построенная фигура действительно удовлетворяет всем условиям, поставленным в задаче. 4) исследование – состоит в том, чтобы ответить на вопросы: 1. при всяком ли выборе данных задача имеет решение. 2. сколько различных решений имеет задача при каждом возможном выборе данных. Методы: 1) метод пересечений – задачу сводят к построению одной т.Х, которая удовлетворяет 2 условиям, вытекающим из постановки задачи. Пример: построить окружность, касательную к двум данным параллельным пр. а и b и проходящую через данную т.М. Решение: 1) Анализ: предположим, что задача решена и w - искомая окружность с центром О. Если мы построим т.О, то окружность (О, ОМ) будет искомой. Т.о., задача сводится к построению т.О. т.О удовлетворяет след. 2 условиям: 1. эта точка равноудалена от параллельных пр. а и b. 2. отстоит от точки М на расстоянии d/2, где d – расстояние между параллельными пр. а и b. Множество точек F1, равноудаленных от пр. а и b, есть пр., а множество точек F2 – есть окружность (М, d/2). 2) Построение: 1. строим какой-нибудь общий ^ АВ данных параллельных пр.а и b. 2. строим серединный ^m отрезка АВ. Пусть т.С – т.пересечения АВ и m. 3. строим окружность (М, АС). Обозначим через О т.пересечения пр.m и окружности (М, АС). 4. строим искомую окружность. 3) Доказательство: окружность (О, ОМ) по построению проходит через т.М. Она касается пр.а и b, т.к. ОМ=АС=АВ/2=d/2. 4) Исследование: ясно, что задача имеет решения Û пр.m и окружность (М, АС) имеют общие точки, причем число решений равно числу общих точек пр.m и окружности (М, АС). Возможны 3 случая: 1. т.М лежит между 2 паралл.пр. а и b. Тогда r(m, M)<AC, поэтому окружность (М, АС) и пр.m имеют 2 общие точки. В этом случае задача имеет 2 решения. 2. т.М лежит на одной из пр. а или b. В этом случае r(m, M)=АС, поэтому окружность (М, АС) касается пр.m, т.е. задача имеет только 1 решение. 3. т.М лежит вне полосы, ограниченной прямыми а и b. В этом случае r(m, M)>АС, поэтому окружность (М, АС) и пр.m не имеют общих точек. задача не имеет решений. 2) метод преобразований – наиболее часто применяются преобразования подобия, особенно гомотетии, различные виды движений, а также инверсия. Пример (метод паралл.переноса): построить трапецию по заданным ее сторонам. Решение: 1) Анализ: допустим, что задача решена и АВСD – искомая трапеция. Рассмотрим вспомогательную фигуру – треугольник АВD¢, сторона ВD¢ которого является образом отрезка CD при паралл.переносе на вектор СВ. Треугольник АВD¢ легко построить по 3 сторонам АВ =с, ВD¢=CD=d, AD¢=AD-BC=a-b. Построив треугольник АВD¢, легко построить искомую трапецию АВСD. 2) Построение: 1. проведем произв.пр. р и от некоторой т.D этой пр.на одном из лучей отложим отрезки DA=a, DD¢=b. 2. строим треуг. АВD¢ так, чтобы АВ=с, BD¢=d. 3. Строим параллелограмм DD¢BC по 3 вершинам D, D¢, B. Вершина С является т.пересечения окружностей (В, b) и (D, d). АВСD – искомая трапеция. 3) Исследование: задача имеет решение Û $D АВD¢, стороны которого соответственно равны а¢, с и d, где а¢=a-b, т.е. когда a>b и наибольшее из чисел а¢, с и d меньше суммы 2 других. 3) Алгебраический метод: задачу формулируют так, чтобы в качестве данных фигур и искомой фигуры были отрезки. Используя подходящие теоремы, выражают длину искомого отрезка через длины данных отрезков и по найденной формуле строят искомый отрезок. Пример: Вписать в данную окружность (О, r) правильный десятиугольник. Решение: пусть АВ – сторона прав.10-уг., вписанного в окружность (О, r), а х – длина отрезка АВ. Проведем бисс-су ВМ угла В DОАВ. Т.к. DОАВ – равнобедренный и ÐО=360, то ÐВ=720, ÐА=720, поэтому ÐАВМ=360. Т.о., DАВМ~DАОВ, поэтому АВ/AM=AO/AB, откуда х/(r-x)=r/x, или х2+xr-r2=0. Это уравнение имеет след.корни: х1 = -r/2 + , х2 = -r/2 - . Т.к. х1>0, x2<0, то х соответствует х1, который и является стороной прав.10-уг.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |