Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководитель как педагог




 

У каждого специалиста, будь он инженером, экономистом или врачом, работающего на предприятии или в учреждении, разнообразен круг профессиональных обязанностей, выполнение которых требует безусловной компетентности, связано с затратами энергии и времени. Только успевай за рабочий день (смену, дежурство, вахту) сделать то, что положено! К тому же, если говорить о руководителе, в круг его профессиональных обязанностей входит работа с людьми. Причем и с теми, с кем он эти обязанности разделяет: с товарищами по лаборатории, цеху, отделу, а также с коллегами, клиентами, посетителями.

Именно работой с людьми, осознаваемой или неосознаваемой необходимостью и, что ничуть не менее важно, потребностью во взаимодействии с ними в первую очередь определяется позиция руководителя как педагога.

В то же время слабая выраженность, или гипертрофия, данной позиции, т. е. непонимание ее значимости, неумение работать с людьми, оказываются в числе главных причин неудач профессиональной деятельности, самоутверждения в профессиональной среде, в целом профессиональной самореализации. Неудач болезненных и для специалиста, и для тех, кому довелось с ним работать.

Конечно, на путях предупреждения этих негативных явлений есть труднопреодолимые преграды – от сложных объективных условий работы до недостатков характера и поведения специалиста, таких, скажем, как неуживчивость, высокомерие, слабоволие, отсутствие чувства юмора, но это не значит, что они вовсе непреодолимы. Основная задача – работа над собой.

Профессионал, а тем более руководитель – всегда педагог: он учит, воспитывает и коллег, и себя, и начальство.

Перечень объектов педагогической деятельности открывают коллеги. Помимо специальных функций, связанных с решением задач проектирования и планирования, ресурсного обеспечения и организации работы, технологии и анализа ее хода и результатов, с принятием управленческих решений, основанных на прямой и обратной информации, есть еще взаимодействие с сотрудниками, которые могут эти важные задачи решить, причем работа с людьми не второстепенная или пущенная на самотек, а продуманная, целенаправленная, систематическая, а значит, предполагающая осознание ее важности и требующая внутренней готовности к ней.

Сотрудники специалиста – это не просто группа людей, которых объединяет штатное расписание данного подразделения, а рядовой и руководящий персонал, т. е. формально функционирующая структура. Важно другое: всякая рабочая команда, будь то группа, бригада, иной коллектив, объединение, члены которого связаны не только общей деятельностью, но и определенной системой отношений. При том что это люди разного возраста, с разным образованием, стажем работы и квалификацией, жизненным опытом, с разными характерами, ценностными ориентациями и самооценкой. Среди сотрудников формируются объединенные теми или иными признаками группы, часто неоднозначно друг к другу относящиеся, со своими лидерами, которые стали таковыми по разным причинам.

Профессиональная среда активно влияет (это влияние продолжается и за пределами учреждения) на всех ее субъектов, в том числе и на руководителя. Воздействия эти – положительные или отрицательные – вызывают ответную реакцию. В каждый момент она определяется ситуацией, настроением, отношением к источнику. Возникает вероятность необъективности, предвзятости, а то и конфликтов, враждебности, что негативно сказывается и на внутриколлективных отношениях, и на ходе и результатах совместной деятельности, и на личном и профессиональном самочувствии руководителя.

Чтобы предупредить нежелательное развитие событий, ему необходимы хотя бы элементарные психологические знания, желание и умение ими руководствоваться, понимать и использовать прикладной характер этих знаний: осуществлять дифференцированный подход при взаимодействии с разными группами и индивидуальный – в работе с сотрудниками, требующими такого подхода.

В любом случае в качестве ведущей стратегии целесообразна ориентация на их позитивные возможности: знания, отношение к делу, умение жить в данном коллективе. Заслуженное, адекватное и публичное поощрение не вызывает, как правило, недоумения и зависти, обиды и протеста коллектива, а напротив, стимулирует и того, кого поощряют, и его коллег на дальнейшую совместную работу, создавая положительную, творческую атмосферу. Если таковой в течение длительного периода времени достичь не удается, то, каким бы ни было многообразие всякого рода объективных причин, это служит серьезным сигналом для руководителя: что‑то не так в его профессиональном «хозяйстве», и надо строго и, главное, честно разобраться в происходящем, чтобы вместе с коллегами решить общую проблему, возникшую из‑за волюнтаризма или самодовольства одних, безответственности и недисциплинированности других, равнодушия и пассивности третьих.

Однако и при взаимопонимании сотрудников, при их активном участии в решении общих и частных проблем, т. е. при самых благоприятных условиях, ведущая роль принадлежит руководителю. Главным фактором неизменно выступает его личный пример, ибо он интегрирует в себе человеческое и профессиональное начала в их неразрывности и неисчерпаемости, а потому уникальности возможностей влияния на других людей. Способность содержательно и ненавязчиво, не поучая, показать на личном примере – важнейшее качество руководителя, условие его успешной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.