Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийный аппарат педагогики




 

Педагогика (ее теория и практика) располагает рядом основных понятий, необходимых для изложения материала, отвечающего ее объекту и предмету. Такого рода понятия иногда называют терминами, категориями, их по‑разному могут толковать в других науках, как, впрочем, и в самой педагогике. Мы не будем устраивать терминологические дискуссии, а представим свое толкование, придерживаясь его в дальнейшем изложении. При этом сразу оговоримся, что не ставим своими задачами ни словарный лаконизм, ни энциклопедическую всесторонность раскрытия, ни фиксацию приоритетов, если термин употребляется, допустим, в социологии или психологии. Считаем важным то, чтобы слова понимали и ими пользовались наши читатели – профессионалы‑непедагоги.

Охарактеризуем некоторые основные понятия.

Первое из них – образование. Оно имеет разные значения, объединенные общим смыслом: то, что создает образ человека как активного носителя духовности, культуры, информации. Одно из самых общих значений – процесс созидания Человека (см. предыдущую главу). Кроме того, этим понятием обозначают зафиксированный в нормативных документах уровень общеобразовательных и профессиональных знаний (начальное, среднее, высшее образование). Чтобы это обеспечить, необходима специализированная образовательная система, которая включает образовательные учреждения от дошкольных до вузов, учреждения дополнительного образования и повышения квалификации, научные и научно‑производственные организации, методические службы, органы управления.

Образование – важнейший социальный институт, одна из главных гуманитарных сфер общества, целенаправленно создаваемых им во имя развития человека как одно из существенных условий его блага, успешной самореализации. В то же время ничуть не менее важно другое: государство и общество несут ответственность за состояние и развитие системы образования, однако и каждый человек несет перед ними ответственность за то, как он использует гарантированную Конституцией РФ возможность получить образование, а затем его реализовать.

Так в образовании личности пересекаются, содержательно его наполняя, важнейшие педагогические явления и понятия: обучение и воспитание.

Обучение – процесс двусторонний: с одной стороны – это пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; с другой – собственно учение, т. е. действия тех, кто учится, удовлетворение их познавательных потребностей средствами обучения. Очевидно, что обучение может быть успешным при условии, что эти усилия совпадают: бесспорна важность умения учителя, преподавателя, инструктора, руководителя учить, с кем приходится работать, но не менее важно желание школьника, студента, работника обрести новые знания, самостоятельно их применить, заниматься самообразованием, чтобы решать учебные или профессиональные задачи. Если бы развитие человека как субъекта познания не являлось столь важным (ведь наше существование начинается с познания), в педагогике не уделялось бы столько внимания дидактике, о которой речь пойдет ниже, в следующем разделе. Здесь же обратимся к неразрывности связей обучения и воспитания.

Понятие воспитание нередко трактуют как целенаправленное влияние, воздействие на какой‑то объект, чтобы добиться желаемого результата в его поведении, отношениях, общении. Более верным представляется несколько иное толкование: воспитание – целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека. Дело не в формулировках, а в ярко выраженном акценте на пробуждение активности самой личности.

Преимущества такого подхода различны. Во‑первых, в нем более отчетливо просматривается принципиальный взгляд на воспитание как общественное явление. Прежде всего в том плане, что его нельзя оторвать, сделать независимым от тех позитивных и негативных процессов, что происходят в обществе, будь то, скажем, социальный инфантилизм одной части молодежи и сверхактивность другой, уже не говоря о социально‑экономических процессах и государственных реформах вплоть до модернизации образовательной системы. Влияя на массы, подобные явления по‑разному воспринимаются людьми, вызывая неодинаковую реакцию. Каждый человек в той или иной мере прямо или косвенно участвует в такого рода явлениях, которые при этом выполняют также роль активного фона воспитания, затрагивая и духовную сферу, и этические нормы, и отношение к труду, и содержание и характер межличностного общения. К сожалению, многие социальные факторы далеко не всегда однозначно положительны, порой вызывают отрицательный общественный резонанс, затрудняя воспитательную работу и с детьми, и со взрослыми. Разумеется, это не говорит о тщетности воспитательных усилий, а лишь подчеркивает их значение и сложность, а главное – важность понимания и готовности каждого человека как к свершению этих усилий, так и к их правильному восприятию.

Во‑вторых, продолжая разговор о понятиях, характеризующих факторы развития активности человека в окружающем его мире, следует сказать о социализации. С возрастающей открытостью общества, усилением демократических начал государственной жизни, т. е. возрастанием требований общества к людям, а людей – к обществу возникла необходимость в таком параметре личности, как социальность, т. е. способность существовать в условиях нашей социальной среды, сохраняя и развивая свою индивидуальность (см. гл. 1).

Социализация обозначает два тесно связанных, но разных процесса, как раз и создающих социальность человека. Один из них – воздействия на него социума, воздействия прежде всего стихийного, хотя и делаются весьма плодотворные попытки его в какой‑то мере организовать средствами социально‑педагогической деятельности (к ней мы еще вернемся). Другой процесс – освоение личностью внешних влияний на индивидуальной основе.

Характерно, что социализация и приобщает к среде, помогая адаптироваться к ее нравственным и иным нормам, и учит сопротивляться негативному. Так складываются пространство и возможности для выбора самим человеком своего образа жизни в социуме, а обучение и воспитание помогают мобилизовать внутренние силы, чтобы человек по своей индивидуальной траектории активно двигался к этому выбору.

В‑третьих, говоря о целесообразности ориентации на развитие активности самой личности, вернемся к проблеме неразрывной, органической взаимосвязи обучения и воспитания. Сколь ни отличны, ни глубоко своеобразны эти процессы (логика первого – прежде всего логика познания, логика второго – главным образом логика развития личностных качеств), основой ее выступает то, что они и обращены к человеку, и осуществляются человеком. Суть заключается в том, что ни обучение, ни воспитание не могут быть эффективны, если ограничиваться лишь пусть положительными, но прямыми внешними воздействиями на человека, игнорируя возможности личного творчества. Ведь учить познанию – значит воспитывать мыслящего человека; воспитывать его – значит помочь ему узнать и понять, кем и почему он может стать.

То и другое достигается, обретается на собственном опыте: воспитывая мыслителя, учим гражданина – так же, как приобщаем к знаниям, воспитывая целеустремленность.

В‑четвертых, еще об одном, тоже очень важном и с этим опытом связанном: его личностное основание, воплощенное в самостоятельности, также состоит в активности собственного участия в тех или иных процессах. Как неэффективно обучение, если оно не включает в себя учение, самообразование, так и воспитание личности не даст результатов, если не будет сочетаться с ее работой над собой, с самовоспитанием. Кто бы ни выступал в роли педагога – вузовский преподаватель или специалист‑инженер, физик, строитель, менеджер – всегда сложнее, хотя и нужнее стимулировать выделенные выше «само‑», чем поучать, читать мораль, требовать, приказывать… Люди, чем они старше, тем в большей степени плохо воспринимают наставления, сопротивляются им, особенно когда они исходят от коллеги, равного с ними по положению или более высокого ранга, даже если это действительно компетентный, опытный профессионал.

Среди важнейших понятий, отражающих динамику описанных выше явлений, – педагогический процесс, т. е. последовательная смена состояний, непрерывные действия в целях развития личности, группы, коллектива, их обучение и воспитание.

В педагогическом процессе взаимосвязаны те, кто его целенаправленно осуществляет, и те, ради которых он организован. Результатами педагогического процесса являются изменения, происходящие прежде всего в его объектах и субъектах: в их обученности и воспитанности, социально‑профессиональном опыте, личностных качествах, в их усилиях по самообразованию и самовоспитанию. Обучая, воспитывая других, мы тоже развиваемся.

Педагогический процесс может быть эффективным и в завуалированной форме: когда он нецеленаправленно осуществляется вне специально созданных образовательно‑воспитательных условий (школа, вуз), а в реально сложившихся обстоятельствах взаимного влияния людей, которое объективно происходит и на работе, и в семье, и в транспорте. В конечном счете можно говорить о педагогическом процессе и как о явлении, целенаправленно организованном в специально создаваемых условиях, и как фактически осуществляемом влиянии людей друг на друга. Аналогично с другим явлением, обозначаемым понятием педагогическая деятельность. Она тоже является профессиональной деятельностью специалистов образовательного учреждения и выражением образовательно‑воспитательных усилий непедагогов – специалистов самых разных отраслей общественного производства и социокультурной сферы, которые всегда работают с людьми. Работа, например, кондуктора в городском автобусе или секретаря в офисе государственной или частной структуры, продавца или менеджера всегда включает элементы педагогической деятельности.

Наконец, все многообразие явлений и процессов, представленных в охарактеризованных выше понятиях, имеет своей единой и главной целью то, что входит в понятие развитие. В самом общем виде – это процесс изменения – увеличения, усиления, обогащения свойств и качеств какого‑то объекта. Результат процесса – новое качественное состояние объекта, его состава, структуры, свойств, их приращение или сокращение, трансформация или исчезновение. В педагогическом плане особенно важно раскрытие тех внутренних потенциалов – положительных качеств, возможностей и способностей, которые присущи человеку.

Характерно, что развитие, как и социализация (см. выше), тоже имеет два значения, как бы выражая разные стороны единого процесса: это и целенаправленное развитие человека посредством чьих‑то усилий, и то, что в результате происходит в этом человеке. При всем многообразии ситуаций и людей в этих ситуациях именно качественные и количественные критерии действительного развития человека выступают главными показателями эффективности педагогических усилий по развитию личности. Поэтому обучение и воспитание взаимосвязаны с развитием: они целенаправленно предоставляют пространство и условия для обогащения и проявления активности, а обретаемая таким образом развитость является психолого‑педагогическим основанием для дальнейшего развития, невозможного вне собственной активности человека.

Следует еще раз сказать о значении саморазвития, т. е. о проявлении желания и умения личности работать над собой, в реализуемой способности на многообразные «само‑», выступающие в разноплановых, но жизненно важных самопознании и самооценке, самодисциплине и самоконтроле, самообразовании и самовоспитании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.