Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасли педагогики и ее взаимосвязи с другими науками




 

Сложность задач, многофункциональность педагогики, разнообразие изучаемых ею явлений и процессов предопределили структуру ее внутренних и внешних связей.

Внутреннюю структуру составляют несколько основных разделов: общие основы педагогики, дидактика, теория воспитания. Назначение общих основ педагогики – характеристика ее объекта и предмета, задач и функций, методологии и методов исследования, понятийного аппарата и структуры, т. е. тех общих положений, на которых зиждется в целом вся педагогическая наука и практика, выступающая источником и пространством реализации теоретических и методических идей.

Существует также межотраслевое деление, когда изучается (на базе общих положений) своеобразие особо сложных областей практики. Такова, например, педагогика – школьная и вузовская, социальная и семейная, военная и спортивная, исправительно‑трудовая и специальная (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика).

Важное значение имеет история педагогики, раскрывающая закономерности и тенденции развития педагогических идей и систем, основываясь на анализе огромного количества первичного материала, множестве подлинных источников – от специальной литературы до мемуаров, дневников, писем. Трудно переоценить значение историко‑педагогических материалов – и самих по себе, и для понимания современности, и для прогнозирования возможных путей дальнейшего развития педагогической науки и практики.

Немаловажна роль и педагогики сравнительной, сосредоточенной на теоретическом, историческом и методическом анализе зарубежной педагогической науки и практики. Очевидна продуктивность сравнения идей, концепций, учений, тенденций опыта обучения и воспитания, формирующихся ранее и развивающихся теперь и в глобальном масштабе (например, по материалам ЮНЕСКО и ее органов), и в социально‑экономических условиях, менталитете и традициях разных стран и народов. Такое сравнение позволяет нам осознать себя частью мирового сообщества, мировой системы образования, творчески осмыслить наиболее приемлемое и целесообразное в наших условиях.

Важнейшим фактором существования и развития самой педагогики выступают ее связи с другими науками. Здесь прежде всего следует назвать философию. Именно ее положения стали теоретическим основанием методологии нашей науки. Педагогическая теория, основываясь на философских подходах к научному познанию и учитывая особенности своего объекта и предмета, в качестве методологических принимает принципы единства социального и биологического, общего и особенного при изучении педагогических явлений, подход к ним с позиции внутреннего единства теоретического и практического, логического и исторического, основывается на концепциях целостности педагогического процесса, взаимодействия его составляющих, соотношения целей, средств и результатов становления социальности человека.

Еще несколько примеров. Социология предоставляет не только данные о социальных процессах, на активном фоне которых происходят процессы обучения и воспитания, но и методики, позволяющие исследовать эти последние. Демография, отслеживая тенденции, характерные для динамики и структуры народонаселения, его этнического состава, дает основания для прогнозирования и планирования развития сети образовательных учреждений. Трудно переоценить органическую связь педагогики с психологией, ее отраслями – педагогической, социальной, возрастной и др., причем на теоретическом, методическом и практическом уровнях: общий объект исследования обеих наук – личность человека, ее социальные и психические ипостаси.

Различные сферы человекообразования – в соответствии со своими предметом и объектом – изучают также и сопредельные с педагогикой антропология и аксиология (наука о ценностях), медицина и физиология, юриспруденция и фамилистика (наука о семье) и др.

Подходы к исследованию реализуются не только в его замысле, идее, гипотезе, концепции, но и в выборе конкретных методов – взаимосвязанных приемов и операций изучения явлений. Методы и их операциональные формы (методики) должны отвечать требованиям адекватности и сопоставимости данных.

Важно, что данные педагогической науки дают другим областям знаний сведения о конечном результате осуществления их собственных теоретических и практических позиций. Ведь все эти и подобные связи – разные средства и стороны единого процесса человекообразования, который названные и другие науки во взаимодействии с педагогикой и друг с другом призваны сопровождать, поддерживать, совершенствовать. Педагогика существенно обогащается идеями, методами и данными других наук, в то же время обогащая их своим опытом.

Педагогическая практика тоже имеет основополагающие (как наука – методологические) принципы. Среди них прежде всего гуманизм, приоритет духовности, единство образования и развития человека.

Гуманизм, повторим, требует признать, что функция педагога принадлежит не только профессионалам, но всем людям независимо от возраста или социального статуса. Очень важно понять, что формирование социальности присуще не только детям, но и взрослым (есть соответствующая, но явно недооцениваемая отрасль педагогики – андрагогика), было бы негуманно не учитывать такую закономерность, что чем старше человек, тем труднее ему «вписываться» в меняющиеся менталитет и образ жизни окружающих, от которых он все больше зависит. Очень важно, хотя трудно, помочь старикам оставаться нужными обществу, близким, для этого необходимо преодолеть невостребованность опыта и мудрости самых опытных педагогов.

Приоритет духовности вовсе не исключает физического развития и здоровья, конкретности знаний и навыков, высокого профессионализма. Духовное – это активная нравственная позиция, высокие потребности и адекватные способы их удовлетворения, это человеческое достоинство, интеллигентность, совестливость. Духовность – вершина социальности, стержень преемственности поколений, культура наследия: в отличие от любых других, духовные ценности вечны. Неизменна и главная особенность их влияния на социальность: они находятся не над другими ее сторонами, в том числе сугубо житейскими, но вместе с ними, как бы внутри них, создавая определенный характер образа жизни, «взаимной» педагогики отношений людей друг к другу.

Единство образования и развития человека –один из важнейших постулатов практической педагогики. В сущности он требует взаимообусловленности цели – содержания – технологии педагогической деятельности, ее результатов, каковыми должны стать те или иные изменения в развитии и саморазвитии объектов. Более того, эти изменения, часто совершенно непредвиденные, необходимо учитывать при корректировке дальнейших шагов в воспитании и обучении.

Педагогика – одна из самых гуманных сфер жизнедеятельности (рядом можно поставить, пожалуй, лишь медицину): она создана людьми и обращена к людям, к каждому из нас. Она вносит едва ли не решающий вклад в процесс образования человека, его социальности и образа жизни. Реальное развитие общества, социума, коллектива, безусловно, важное само по себе, имеет своим конечным результатом развитие каждого из входящих в него людей. Педагогический брак – беда общественная, но его действительной жертвой неизменно оказывается конкретный человек. Достижения педагогики всегда общественно значимы прежде всего потому, что ими обусловлено более успешное воспитание и обучение множества конкретных людей. Именно здесь – основной, обобщенный критерий эффективности педагогической науки и практики.

Гуманность здесь взаимная: люди создали педагогику как часть общественной культуры, как практику, теорию и учебный предмет при профессиональной подготовке. Что бы ни было написано в учебниках, посвященных воспитанию и обучению, в художественной литературе, какие бы традиции народной педагогики ни существовали, в тех или иных конкретных условиях педагогическое решение принимает сам человек, сознательно или неосознанно проявляя свое отношение к другим людям, тем самым внося вклад в их жизненный опыт. Специалист‑непедагог, когда он опирается на науку, по‑своему воспитывает и обучает коллег, вкладывая в дело свою душу, проявляя свой стиль. В этом и его сила, но иногда, к сожалению, слабость…

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Как соотносятся предмет и объект педагогики?

2. Какая функция педагогики и почему представляется вам наиболее значимой?

3. Чем и как отличаются научные и бытовые значения основных педагогических понятий?

4. Чему и как служат внутренние и внешние связи педагогики – в теории и на практике?

 

Литература

 

Основная

1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1997.

3. Социальная педагогика / Под ред. В.Г. Бочаровой. М., 2004.

Дополнительная

1. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития (публицистическая монография). М., 2000.

2. Цирульников А.М. Неопознанная педагогика. М., 2004.

 

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.