Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика – универсальный уникум




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, только этим люди влияют на других людей, воспитывают их.

Л.Н. Толстой

 

 

 

Кажется, что в названии параграфа просматривается противоречие: если педагогика универсальна, то предназначена всем людям; если она уникум, то своеобразна для каждого конкретного человека с его индивидуальной неповторимостью.

Для такого противоречия были бы некоторые основания, если не уточнить, о какой ипостаси педагогики идет речь: как науке, как практике или как учебной дисциплине в системе профессионального образования. Рассмотрим признаки универсальности и уникальности в трех названных аспектах, имея в виду, что отдельные их стороны так или иначе уже затронуты в предыдущих главах или будут освещены в последующих, но не исчерпывают того, о чем здесь пойдет речь.

Итак, об универсальности педагогики как науки. Известно, что наука является одной из форм общественного сознания наряду, скажем, с искусством и моралью, правом и религией, но, в отличие от них, наука представлена определенными закономерностями. Педагогика в этом смысле не составляет исключения, формулируя закономерности образования, воспитания, обучения. Именно в этом реализуется социальная функция данной науки, а следовательно, и целесообразность ознакомления с ее положениями не только специалистов системы образования, но и всех людей, ибо они включены в соответствующие процессы.

Эти процессы охватывают по существу все сферы духовной жизни людей на протяжении всех ее этапов, как бы своеобразны они ни были на пути от рождения до смерти.

Изложенным определяется объективная взаимосвязь педагогики как науки с другими формами общественного сознания. С одной стороны, закономерности обучения и воспитания не могут не учитывать влияния на людей художественных образов, которые составляют суть искусства, особенности отражения и выражения им окружающего мира и процессов становления и действия существующих норм нравственности, и основы юридических постулатов, регулирующих сосуществование людей, и истоки и причины огромного духовного влияния религии на внутренний мир человека, отношения, образ жизни людей и т. д. С другой – учет и использование закономерностей обучения и воспитания, определяемых педагогической наукой, дает возможность более активно приобщать людей к культурной, духовной сокровищнице человечества – к пониманию и освоению этой сокровищницы, ее развитию, обогащению, что жизненно важно для нынешнего и грядущих поколений.

Не менее важным является то, что педагогика обосновывает не только возможности, но и средства перехода названного взаимовлияния от общебытового уровня (все читают книги и слушают музыку, имеют определенные представления о нормах морали, правосудии, различных конфессиях и пр.) к целенаправленному созданию условий для обучения и воспитания, т. е. для влияния на сознание и чувства, отношения и поведение людей. Причем все это специально воплощается в технологиях, в том числе и процесса профессиональной подготовки широкого круга специалистов любого профиля.

Одним из принципиально важных и объективных проявлений, обеспечивающих столь сложные процессы, является взаимовлияние педагогики с другими гуманитарными науками. Среди них – социология и культурология, психология и антропология, демография и аксиология. Методологические, теоретические и методические потенциалы каждой из них ориентируют на разностороннее изучение фактов, явлений и процессов, делая возможным учет многообразных факторов истории, современных тенденций и перспектив развития насыщающего систему образования человеческого материала, а также среды, в которой происходит обучение и воспитание.

Так развивается и реализует себя педагогическая наука, разрабатывая и обогащая теоретические основы функционирования и совершенствования системы образования, создаваемой не только профессионально подготовленными собственно педагогическими кадрами, но и другими людьми, государством и обществом, усилиями всех и каждого. Можно утверждать: нет такой социальной единицы, будь то семья, производственный или учебный коллектив, которая не была бы заинтересована в том или ином объеме педагогических знаний для осуществления социального воспроизводства и обеспечения преемственности поколений. Речь идет о знаниях именно научных, т. е. добытых в ходе специального изучения и апробации и обладающих настолько высокой степенью обобщения, чтобы претендовать на право стать рекомендациями для творческого применения в образовательной деятельности.

Важно подчеркнуть (и неслучайно это выделено в предыдущем абзаце), что именно изучение конкретной педагогической реальности, ее полная диагностика могут дать материал для эффективного «лечения» практики на основании сходных частных признаков той или иной ее «болезни». Так, врач по конкретным симптомам, известным медикам, ставит диагноз и решает, что надо делать, чтобы вылечить больного. Как раз определению типичных проявлений, присущих процессам общего и профессионального обучения и воспитания людей всех возрастов и специальностей, служит теоретическая педагогика.

Изложенное выше отвечает объективной социальной потребности, в то же время свидетельствуя и об универсальности педагогики как практики. Это значимая сфера жизнедеятельности всех людей независимо от их статуса и менталитета, этнической принадлежности и места проживания, конфессии и образа жизни. В любом случае полноценное формирование человека невозможно без тех или иных методов и форм обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, ибо без них недостижимо адекватное времени, общественным потребностям, культурной атмосфере духовное развитие человечества. Такого рода практика связана с обретением людьми, их объединениями, группами, отдельными личностями собственного опыта субъектов и объектов обучения и воспитания – восприятия и развития традиций социального и личного бытия.

В свою очередь, чтобы все сказанное получило бы действительное воплощение, целесообразна универсальность педагогики как учебной дисциплины, что теперь официально закреплено государственным стандартом высшего профессионального образования для непедагогических специальностей. Любая из них, как уже отмечалось, включает множество разных сторон жизни общества, социума, данного коллектива и всегда – взаимовлияние людей. Все это требует понимания ими природы и характера взаимовлияния, а для этого – соответствующих знаний, приобщение к которым будущих специалистов призваны обеспечить занятия по педагогике. Они могут содействовать решению профессиональных, семейных проблем, связанных прежде всего с межличностными отношениями и общением людей.

Успех решения столь сложных вопросов достигается при наличии по меньшей мере двух условий. Во‑первых, при тесной связи с другими – общими и специальными – дисциплинами: непременным обращением к педагогическим аспектам, например, медицины, бизнеса, СМИ, воинской службы, информационных технологий, маркетинга и т. д., что в свою очередь может быть достигнуто сотрудничеством кафедр, преподавателей, студенческих обществ. Во‑вторых, при возможной демонстрации «при всех» – на курсе, в учебной группе – собственного педагогического по характеру опыта студентов, дабы он был отрефлексирован каждым как таковой и личный, предъявлены его своеобразие как индивидуального и в то же время многообразие вариантов в целом, чтобы этот опыт учил всех видеть себя субъектами обучения и воспитания других – младших, сверстников, старших, соседей или коллег – на работе или на отдыхе. Немаловажно, что это пробуждает интерес к педагогике, побуждает будущих специалистов работать над собой.

Таковы некоторые основания, позволяющие позиционировать педагогику в разных ее ипостасях как универсальный феномен. И в то же время этот феномен по‑своему уникален, своеобразен для каждого человека. Прежде всего потому, что педагогика проходит через всю его жизнь – как ребенка, члена семьи, субъекта и объекта образовательной системы, профессионала. Между тем именно здесь, на личностном уровне, возникают многие трудности и проблемы. Положения теории воспринимаются субъективно, т. е. через призму собственного житейского опыта, бытовых представлений. Человеку важна своя, индивидуальная педагогическая концепция, пусть далеко не всегда осознаваемая, но отвечающая не только собственному опыту, но и тем представлениям, которые сложились в науке, т. е. обобщенной практике множества поколений.

Мы еще вернемся к этому вопросу, а сейчас отметим: общее знание, как бы вторгаясь во внутренний мир человека и пробуждая в нем личность, становится содержательным основанием для рефлексии, задавая критерии оценки и самооценки педагогического бытия этой личности при всем его и ее своеобразии.

В практическом плане отчетливо проявляется такая особенность педагогического знания, как вариативность в реализации тех или иных его положений. Здесь как бы пересекаются два подхода: с одной стороны, вариативность – как заданность, как исходный концептуальный ориентир; с другой – учет реально существующего и непременного многообразия разного рода ситуаций, характеров, статусов и пр. Иначе говоря, то, что всегда присуще педагогическим явлениям: сочетание, совпадение или несовпадение вариативности объективной и субъективной, т. е. задаваемой некоей общей схемой и вынужденной реальностью. Решение – выбор варианта действия – всегда принимает человек, и оно может быть тем более верно, чем основательнее базируется на взаимосвязи положений науки и уроков опыта.

Всем этим определяется и уникальность требований к педагогике как учебной дисциплине. Развивая тему, о которой уже шла речь, т. е. о необходимости учета профессиональной направленности студента, его личностной идентификации и черт характера, важно отметить целесообразность акцента как на собственно учебную информацию – разумеется, необходимую и обязательную, так и на управление ее восприятием. Важно не механическое заучивание для последующего воспроизведения на зачете или экзамене, а стимулирование рефлексии этой информации, соотнесения ее не только с имеющимся и обретаемым жизненным опытом, но и с проекцией на будущую профессиональную деятельность, предполагаемый профессиональный рост.

Целью и результатом выступает формирование положительного личного отношения студентов к изучаемому предмету, понимание и принятие органического единства практической направленности педагогической науки и теоретических оснований видения явлений педагогической практики. Только такое понимание может облегчить уже упомянутую трудность, возникающую между теорией и практикой: нередко действительное, а чаще кажущееся несовпадение, даже противоречивость позиций, когда человеку так сложно мыслить глобально, а действовать локально.

Попытка помочь в предупреждении и доступном преодолении будущим специалистом названного противоречия – в числе главных задач целенаправленного изучения педагогики в силу ее универсальности и уникальности.

 

3.2. Человек: взгляд «из педагогики» и взгляд «из профессии»

 

Каждый человек – носитель общего и индивидуального. Среди великого множества различных функций, которые предназначены человеку и пронизывают собой все стороны его физического и духовного существования, – обеспечение социального воспроизводства поколений, их преемственности.

Среди взаимосвязанных, поэтому составляющих систему факторов социального воспроизводства, одним из самых главных выступает целенаправленная подготовка людей как субъектов преемственности: выработка готовности и способности быть таковыми. Причем не только на важнейших этапах детства, юношества, взрослеющих при поддержке взрослых, но и на этапе развития у последних уже самой социальной зрелости – политической, гражданской, профессиональной, юридической и прочий, дающей право на ответственное проявление озабоченности судьбами младших поколений, их поддержку. Такая подготовка – главное предназначение педагогической теории и практики. В сущности именно в этом заключается взгляд педагогики на человека, как и его ожидания от нее.

Преемственность – явление, предполагающее движение и продвижение будто во взаимно противоположных направлениях: от прошлого к настоящему, а затем – к будущему, и из будущего в настоящее, учитывая уроки прошлого. К обеим тенденциям непосредственно относится педагогика, во‑первых, потому что ее субъектами и объектами являются люди, во‑вторых, потому что она готовит их к обеим ролям. Сначала это происходит стихийно, потом более целенаправленно. И будет происходить всегда, пока живет человечество.

С педагогической точки зрения самое существенное во взаимосвязи этой (взятой в названии данного параграфа в кавычки) пары – соотнесенность друг с другом: что дают человек профессии и профессия человеку, как проявляются человеческое в профессиональном и профессиональное в человеческом.

Рассмотрим каждую из этих позиций. Такая взаимосвязь динамична, ее вектор, содержание, технологии определены изменениями историко‑культурных, социально‑экономических условий. Но при этом невозможны, поэтому нереальны, жесткие, безусловные, формально фиксированные границы между тремя названными состояниями, поэтому с любым поколением неизбежно сосуществуют предыдущие и последующие, привносящие в жизнь новые для старшего поколения идеи и ценности, а также внешние признаки (мода, сленг и т. д.).

Меняются поколения; «авангард» под влиянием достижений науки и техники, проявлением инновационных технологий, не желая «жить по‑старому», хочет быть иным, порой самоутверждаясь отрицанием прошлого и плохо представляя будущее, но стремясь к нему. Часто такие «нарушители» преемственности оказываются ведущими в доброе будущее. И рядом с ними те, кто над будущим не задумывается, кто не верит, что грядущее может быть и будет лучше.

При этом, как бы ни были устойчивы проверенные веками положения народной педагогики, сколь бы ни показали свою объективность многие постулаты педагогики научной и основанные на них технологии педагогической практики, они не могут превращаться в нечто консервативное, а неизбежно оказываются перед необходимостью изменений, вызванных временем, новыми поколениями, условиями их жизнедеятельности. Представитель этого поколения не может быть хуже или лучше своих предшественников. Он – иной, но каким бы ни был, воспитан старшими. И за это, и за проявления разлада между поколениями, за отсутствие взаимопонимания в значительной мере ответственна педагогика (не путать с профессиональными педагогами – от воспитателя детского сада до преподавателя вуза) не столько как наука и практика обучения и воспитания, сколько в качестве одного из реальных проявлений общественного сознания, одного из обязательных элементов любой сферы общественного производства, общественных отношений, духа культуры, в целом социального бытия человека.

При разнообразии возрастов, менталитетов, ориентаций сосуществующих поколений их преемственность обеспечивается важными для развития общества и каждого человека постоянными факторами жизнедеятельности. Один из таких интегративных по сути факторов – участие людей в общественно‑полезном труде, связанном, как правило, с деятельностью в той или иной профессии.

Меняются условия развития, ценности и ожидания поколений, однако в основе педагогической функции общества, его институтов и в их числе, разумеется, системы общего и профессионального образования – в отношении к человеку остается принципиальная гуманистическая ориентация на его активность в самореализации. Едва ли не в первую очередь это связано с его подготовкой к профессиональной самореализации, с выработкой готовности к профессиональному самосовершенствованию в течение всей трудовой жизни. Педагогика адресована каждому человеку, ибо каждый – осознанно или нет – испытывает в ней потребность, в то же время выступая ее «агентом» по отношению к другим и к себе.

Таков взгляд на человека «из педагогики», которой призвано руководствоваться все общественное устройство – при любой сложности, противоречивости возникающих социальных условий и процессов, вызываемых сосуществованием поколений, которым, естественно, усложняются и сами педагогические задачи, и их практическое решение.

Среди таких задач – педагогическое обеспечение профессионального существования человека, т. е. взаимоотношений человека и выполняемой им работы. Речь идет о взгляде на него «из профессии».

Человек вкладывает душу в профессию, без души она представляет собой безликий перечень должностных инструкций, квалификационных требований к содержанию и технологиям определенной деятельности. Этот перечень необходим именно как совокупность общих требований, но каждый специалист соответствует им индивидуально. Своеобразие придают черты его характера, особенности психических процессов, отношение к делу и т. д. Вместе они обогащают профессию, раскрывая заложенные в ней возможности знаниями и опытом, поиском новых решений профессиональных задач.

В свою очередь и профессия может благотворно влиять на человека. Прежде всего она представляет ему возможность реализовать себя – в труде, познании, общественной жизни, в деятельности, отношениях, общении, связанных с выполнением профессиональных обязанностей. Не менее важно, что при этом происходит (во всяком случае, должна происходить) проверяемая практикой самооценка психологической готовности и содержательно‑технологической подготовленности к данной работе, сложившаяся в процессе профессионального образования и (или) предшествующего опыта. Такая самооценка стимулирует (должна стимулировать) самообразование и самосовершенствование специалиста, его карьерные и статусные намерения и ожидания, овладение смежными профессиями и пр.

Человеческое в профессиональном проявляется (должно проявляться) реальным отношением к делу – движением от неизбежного сначала ученичества к мастерству, творчеству, стремлением к общей культуре, сочетающейся с профессиональной удовлетворенностью материальной и духовной сторонами деятельности, эмоциональным откликом на удачи или неудачи.

Но и профессия тоже влияет на человека: те же отношения к удачам и неудачам, рабочая атмосфера, профессиональное достоинство и ответственность, профессиональные навыки и привычки и даже лексика, умение жить в заданном ритме, распоряжаться временем – так или иначе все это переносится в семейный быт, домашнюю атмосферу, а главное – на характер психических процессов, мышления, эмоций, отношений, внося ощутимый вклад в «интеллектуально‑нравственный фонд» личности специалиста, не говоря о том, что отношение старших к своей профессии, к труду вообще нередко передается детям и продолжается в них.

Всему этому учит не только жизнь, окружающая среда, общественный опыт и пр. Серьезную роль играют и целенаправленное обучение и воспитание, педагогическая поддержка самообразования и самовоспитания, развитие личности профессионала в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.