Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет педагогики. Науку часто смешивают со знанием




ПЕДАГОГИКА: ЕДИНСТВО НАУКИ И ПРАКТИКИ

 

Науку часто смешивают со знанием. Это – грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.

В.О. Ключевский

 

 

 

Известно, что наука – одна из форм общественного сознания, т. е. представлений людей о духовной и физической жизни. Ее можно представить в художественных образах, созданных композиторами, живописцами, литераторами, – и тогда это искусство; можно – в постулатах, созданных вековой мудростью истинной веры, – и тогда это религия; можно – в строгих закономерностях тех или иных процессов, происходящих в природе, обществе, человеческом сознании, – и тогда это наука. Сколь ни своеобразны, ни сложны, ни взаимосвязаны между собой эти явления, все они – результаты творчества человека, так или иначе добытые и выраженные, но существующие потому, что востребованы людьми, необходимы их жизненной практике.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; причем это и сама деятельность по получению нового знания, и ее результат – сумма полученных к данному моменту научных знаний. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности.

Не составляет исключения и такая наука, как педагогика. Мы уже касались ряда ее аспектов, теперь сосредоточимся еще на некоторых не менее важных аспектах общего характера. Предварительно заметим: практика науки сложна, трудоемка, зато доставляет радость и познания, и преобразования педагогической действительности.

Прежде всего исправим собственную некорректность: термин «педагогика» нами неоднократно упоминался, а суть его так и не была раскрыта. Итак, педагогика – это наука, изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых – цель и результат исследования ее объекта и предмета. Сколь ни различны по целям и содержанию, по задачам и технологиям выделенные курсивом процессы, они верно отражают и происхождение, и сферу внимания и влияния педагогики. Происхождение – потому что она – ровесница человечества, которое, еще формируясь, стало задумываться о воспитании и обучении новых поколений, а для этого – о необходимости передачи им своего опыта и организации собственного опыта потомства. Первотворец педагогического, по своей сути человеческого опыта, – народ. Тонко, точно, образно подмечая и так или иначе обобщая, скажем, в фольклоре практику «выращивания» преемников в общине, в семьях, люди, проверяя ее вековым опытом жизни многих поколений, к тому же в различных климатических, социальных и экономических условиях, создавали подлинную сокровищницу народной педагогики. Ее постулаты даже при том, что некоторые из них со временем оказались «зараженными» националистической агрессивностью, но в большей части верные и гуманные, стали одной из важнейших основ, органических составляющих педагогики научной, успешно с ней сосуществуя прежде всего (хотя и не только) в семье, в быту. Во всяком случае все мы не раз восхищались безусловной истинностью многих положений народной педагогики.

Конечно, было бы нелепо ставить под сомнение истинность и целесообразность последних, тем более что бытовые представления, например, о том, как воспитывать детей в семье, какими они должны стать, эмпиричны, а подчас и консервативны. Формируясь в реальности жизни семьи с разным достатком, социальным статусом, они осуществляются весьма индивидуально. Одни семьи ориентируются прежде всего на строгость в воспитании детей, боясь их баловать доверием и лаской; другие, напротив, делают ставку на добро, любовь, понимание, сочувствие, считая лишь эти качества эффективными средствами влияния на детей. Одни родители уповают на собственный пример и не верят ни социуму, ни школе; другие при таком социальном скептицизме и о собственном примере не заботятся; третьи – слишком многое отдавая на откуп школе, вовсе устраняются от воспитания младших членов семьи; четвертые – безразличны к тому, как растет потомство, а когда что‑то происходит, обвиняют всех, кроме себя…

Научные представления – всегда обобщения характерного, типичного, проверенного специальными исследованиями. Бытовое знание порой сопряжено с предрассудками, субъективизмом, ориентацией на известный образец или просто житейский пример. Научное стремится быть объективным. Они могут оказаться противоречивыми в частностях, в конкретных ситуациях (практика всегда богаче науки), но в принципе ошибочно противопоставлять их друг другу, ибо они находятся, как правило, в отношениях взаимодополнения, а не альтернативы, потому что восходят к общим истокам и служат общему делу.

Область внимания и влияния научной педагогики также связана и с изучением, и с реализацией педагогических явлений и процессов. Возможны разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование – сфера обучения и воспитания, а предметом – закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере.

Иначе существует педагогическая практика – сознательная или стихийная. Ее объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом – способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обусловливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизации в группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человека.

Закономерности педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются друг на друга, проверяются опытом, но в принципе различны: первые сосредоточены на изучении педагогических процессов, вторые – на их содержании и технологии. И те и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда они предстают во взаимодополнении, т. е. в единстве идеи и ее осуществления. В этом смысле, и правда, нет ничего практичнее хорошей теории, как нет ничего более продуктивного для науки, чем хороший опыт.

Своеобразны и другие аспекты взаимосвязи педагогики как науки и педагогики как практики. С одной стороны, каждая из них в сущности выходит за свои пределы: в сфере педагогической науки неизменно оказываются явления, находящиеся за рамками собственно школы, учебно‑воспитательного процесса, осуществляемого образовательным учреждением, – образ жизни людей, их профессиональная деятельность, социально‑экономические условия существования, семья и пр. С другой – педагогическая практика обречена и неизменно ведет – стихийно, а то и целенаправленно – поиск инновационных решений, требуемых новыми условиями развития не только образовательной системы, но производства, экономических и социальных отношений: они требуют труженика нового типа, его иного менталитета и социальности, которого, естественно, надо учить и воспитывать в современном духе. При этом практика, как ей и положено, учит, а наука исследует, но в фокусе их общего внимания – человек, который учит и учится, воспитывает и воспитываем. Поэтому их взаимосвязь, взаимодействие, обмен информацией, совместное творчество необходимы и естественны. Проще говоря, они существуют одна для и благодаря другой, делают по‑разному и по‑своему общее дело, решая каждая свои задачи и выполняя свои функции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.