Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманизм: вера в возможности человека и в реальность их раскрытия




 

Отношение к человеку – главный показатель не только общественной морали, но и нравственности каждого из нас. Это отношение может быть добрым или недобрым, внимательным или равнодушным, предвзятым или объективным. Важно, чтобы оно было гуманным. Гуманизм – активное человеколюбие, т. е. в первую очередь исходная вера в положительные возможности человека: его разум и волю, его цели и стремления, в то, что природой ему даны (в большей или меньшей степени) задатки и способности – потенциалы, требующие лишь благоприятных условий, чтобы раскрыться на благо самому человеку и окружающим его людям, всему обществу. Гуманизм выступает как бы вектором социальности, выражаясь в таком качестве личности, как гуманность. Она воплощается в способности принимать других такими, какие они есть, верить в их добрые намерения, помогать стать лучше.

Разумеется, мера гуманности, способы ее проявления у разных людей различны: они зависят и от самого человека, и от того, к кому отнесены, и от внешних обстоятельств – образа жизни, конкретной ситуации. Повторим: есть люди с плохим характером и дурными наклонностями, есть правонарушители, есть преступники. Вера в человека не абстрактна, поэтому не исключает, а предполагает требовательность к нему, борьбу с его ошибками, помощь в преодолении недостатков. Речь идет о борьбе не с человеком, а за человека.

В то же время провозглашение веры в человека и в его возможности было бы лишь декларацией, красивой фразой, проявлением абстрактного гуманизма, если бы только этим ограничилось. На самом деле истинная вера всегда активна, становясь мотивом, побуждением, стимулом реального утверждения веры, а в нашем случае – подлинного гуманизма, воплощая его действенность. Она и выступает основанием веры в возможность развивать, позитивно направлять и насыщать процессы человекообразования, потенциалы человека на путях его самореализации.

Вера в возможности человека – внутреннее состояние каждого, кто ее материализует в живой гуманистической и эффективной практике деятельности, отношений и общения. Так, гуманность не только проявляется, но и совершенствуется в положительном опыте.

Понятно, что такого рода гуманистическая вера необходима любому педагогу – не только школьному учителю, воспитателю, но и командиру, руководителю. Да и не только им, потому что каждый человек призван сам проявлять гуманность, не уповая на Бога, президента, правительство, начальство, а утверждая добро в своей работе, семье, любом своем окружении, как бы это ни было трудно. Тщетны усилия стабилизировать те или иные стороны определенного образа жизни, решить конкретные педагогические задачи без внутренней гуманистической установки на успех. В то же время гуманная атмосфера социума, всего общества создается гуманностью каждого, кто его составляет.

Наконец, было бы ошибочно не учитывать, что гуманистический процесс образования человека значительно облегчается и осложняется целостностью внешней и внутренней сторон его жизнедеятельности. Внешнее – не только облик, «прикид», манера поведения, речь, это и деятельность, стиль общения; внутреннее – потребности и мотивы, мысли и житейский опыт, чувства и самоощущение, подсознание и интуиция. Первое – проявления социальности, второе – ее реальные основы. Они хотя и своеобразны, но взаимосвязаны друг с другом. Конфликт между ними, сознательно или стихийно допускаемое внешней и внутренней сторонами несоответствие оказываются либо драмой жизни «вопреки своей натуре», либо лицемерием.

Гуманно помогать развитию социальности – значит прежде всего влиять на то самое важное, что есть в человеке, т. е. на то, к чему он стремится, какие пути выбирает; на его убеждения, принципы, на основе которых он старается строить свой образ жизни; в то же время все это проявляется в его реальных действиях, отношениях. Разумеется, речь не идет о том, чтобы навязывать какие‑то убеждения, заставлять думать так, а не иначе, наказывать за «инакомыслие» или самостоятельность. Каждому выступающему в той или иной ситуации педагогом товарищу, коллеге, сотруднику необходимы такт, рожденный пониманием взаимосвязи внешнего и внутреннего, знание всех ее сторон, способность проявлять заботу не только о внешнем благополучии, но и о духовном, нравственном обогащении, которое достижимо лишь единством необходимых условий вне человека и усилий его самого в целостном процессе человекообразования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.