Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейрофизиологические механизмы психических процессов. Этапы формирования и возрастные особенности высшей нервной деятельности у ребёнка




Анатомо-функциональная характеристика центральной нервной системы.

Основная функция н.с. - регулирование физиологических процессов организма в зависимости от постоянно меняющихся условий внешней среды н.с. осуществляет приспособление или адаптацию организма к внешней среде, регулирование всех внутренних процессов и их постоянство (гомеостаз), т.е. н.с. регулирует работу всех внутренних органов. Нервная система делится на две системы: ЦНС (головной мозг (верхняя часть) и спинной мозг (нижняя часть)); периферическая н.с. (черепно-мозговые нервы, нервные сплетения, спинно-мозговые нервы).

В разработку и развитие представлений о нейрофизиологических основах психических функций внесли вклад работы физиологов: И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Н.А.Берштейна, П.К.Анохина, психологов Л.С.Выготского и А.Р.Лурии. И.П.Павлов считал физиологической основой деятельности мозга временную связь, формирующуюся между нервными центрами при образовании условных рефлексов. А.А.Ухтомский на основе анализа простых моделей поведения подчёркивал динамический характер осуществляющейся при этом мозговой деятельности, что нашло воплощение в сформулированном им принципе доминанты. Под доминантой Ухтомский понимал формирование в мозге функционального «рабочего органа», обеспечивающего осуществление необходимого в данный момент действия или поведения, обусловленного внутренней потребностью или внешними сигналами. Значимость осуществляющейся деятельности для организма придаёт формирующемуся рабочему органу доминантный характер. Ухтомский обращал внимание на тот факт, что нормальная деятельность мозга опирается не на раз и навсегда закреплённую статику мозговых структур как носителей отдельных функций, а на непрестанную межцентральную динамику нервных процессов на разных уровнях ЦНС. Тем самым подчёркивался пластичный характер функциональных объединений, обеспечивающих конкретные виды деятельности мозга. Согласно точке зрения Н.А.Берштейна, один и тот же результат в зависимости от конкретных условий может быть достигнут разными путями – за счёт функционирования различных динамических систем. Л.С.Выготским впервые было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка. В настоящее время это положение нашло своё дальнейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Установлено: чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание ЦНС. Вопрос о возможных пределах стимуляции развития отдельных функциональных систем полностью не изучен. Однако следует учитывать, что интенсивность поступающей информации должна соотноситься с возрастом, физическим и психическим состоянием ребёнка, ибо всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние ЦНС. Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, воспитание, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Они не даны ребёнку от рождения, а формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе. (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец и др.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.