Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анатомо-физиологическая характеристика слухового и зрительного анализатора. Влияние патологии органов слуха и зрения на формирование речи




Нейрофизиологические механизмы речевой деятельности. История изучения проблемы локализации высших психических функций.

Механизмы речи связаны с деятельностью мозга, каждое из звеньев которого вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности. Клинический опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга приводит к качественно отличным нарушениям речи. В связи с этим выделяются различные области, поражение которых вызывает те или иные расстройства речи. Область Брокка расположена в заднем отделе третьей лобной извилины, поражение которой у взрослых приводит к моторной афазии. Область Вернике расположена в заднем отделе верхней височной извилины. С этой областью в значительной степени связано узнавание устной речи. При поражении этой области у взрослых возникает сенсорная афазия. Обе эти области расположены в одном полушарии (у правшей в левом) и тесно взаимосвязаны. Анализ нейрофизиологических механизмов речи основывается на принципе динамической системной локализации функций, который впервые был сформулирован И.П.Павловым и получил своё дальнейшее развитие в исследованиях Н.А.Берштейна, П.К.Анохина, А.Р.Лурии. Большое значение для понимания механизма речевых нарушений у детей имеют работы, посвящённые сравнительному анализу результатов нейропсихологических исследований при поражении головного мозга у детей и взрослых. Несмотря на большое число противоречивых взглядов на роль правого и левого полушарий в развитии речи ребёнка, большинство авторов приходит к выводя, что в детском возрасте правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых, и вносит свой специфический вклад в их развитие. Высказывается мнение, что недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах её становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга. Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Орган слуха относится к одному из рецепторных органов, анализаторов. 1. Слуховой рецептор. В улитковом ходе расположен кортиев или спиральный орган. Основная часть - слуховые клетки, заканчивающиеся слуховыми волосками, которые расположены в несколько рядов и представляет концевой специфический слуховой аппарат слухового анализатора. 2. Проводниковый отдел. Периферический отдел слухового анализатора соединяется с центральными проводящими нервными путями, состоящими из 4-х отрезков, или нейронов. В основании костного спирального гребня улитки находится спиральный нервный узел, который состоит из нервных клеток с двумя отростками (биполярные клетки). Один из отростков идёт к центру, другой - к периферии. У I нейрона центральный отросток входит в состав слухового нерва. 3. Слуховой нерв выходит из внутреннего уха в полость черепа и проникает в основание мозга и подходит к ядрам продолговатого мозга, где заканчивается I нейрон. Начинается II. Нервная часть волокон идёт к одноимённой стороне, другая часть перекрещивается. После перекрёста нейроны доходят до продолговатого мозга →третий нейрон, образующих центральный слуховой путь→до подкорковых слуховых центров (заднее двухолмие крыши среднего мозга и внутреннее коленчатое тело - это рефлекторные центры слуховых импульсов). От этих центров идут обратные пути к среднему нерву. В подкорковых центрах начинается последний, 4 нейрон, который заканчивается в корковом конце слухового анализатора. Центральный или корковый конец слухового анализатора расположен в коре головного мозга, в верхнем отделе височной доли каждого полушария.

Особенности речи детей с проблемами слуха: 1. Нарушение звукопроизношения: для их произношения характерно наличие замен, особенно звонких и глухих звуков, для речи характерна назализация. 2. Нарушение со стороны словаря: если у ребёнка с нормой речи пассивный словарь больше активного. У ребёнка с проблемами слуха это соотношение другое: пассивный и активный словарь по объёму почти совпадают. У них отсутствуют слова с отвлечённым значением (скука, победа, и т.д.), но вместе с тем в дефиците бывают слова с конкретным значением, обозначающие части целого, например, ботинок – знает, шнурок, носок и т.д. – не знает. Такой ребёнок не знает слова, обозначающие в чём-то сходные предметы: дом, изба, конура, палатка – всё одно – дом, в речи нет синонимов. Характерным для детей с нарушением слуха будет являться нарушение звукобуквенного состава слов: сокращения, персеверации. Ребёнок отчётливо слышит только ударные части слова, из-за этого не различают приставки, окончания, которые бывают безударными, ребёнок искажённо слышит, говорит, пишет это слово. Примеры ошибок в речи: 1. смешение звуков: а) звонких и глухих (плакала – блакала, готовит – катовит); б) твёрдых и мягких (рада – ряда, ягоды – ягоди); в) свистящих с шипящими (шахматы – сахматы, качели – кацели, часы – чащи); г) нарушение аффрикат: распадение (цветы: светы, тветы); д) с,з заменяет т или д (красит – кратит). 2. пропуск звуков при стечении нескольких согласных (ласточка – латочка). 3. перестановка и включение отдельных звуков (наушники – наушники). 4. пропуск безударных частей слова (подметает – метает, учатся – учат). Такие искажения слов характерны для слабослышащих детей, они не имеют место у глухих детей, так как они не могут овладеть речью на слуховой основе, каждое новое слово впервые сообщается глухому ребёнку вместе с его написанием. У детей с проблемами слуха в речи встречаются нарушения в словообразовании. Они либо пропускают морфемы, либо вставляют лишние (маслёнка-масленицица). Или у них нарушена грамматическая особенность нарушения речи. В их речи встречаются аграмматизмы, т.е. нарушение синтаксических связей, согласования и управления. Например: сидит около кусты. Пропуск, замена предлогов. Снял с себя – Снял от себя. Есть нарушения в понимании речи. Для глухих и слабослышащих детей в их развитии речи важно определить время потери слуха. - ранооглохшие –позднооглохшие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.