Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о дефекте и компенсации. Теория компенсации




Понятие аномального развития (дизонтогенез). Характеристика типов нарушений психического развития.

Термин дизонтогенез был введён в 1927 г. учёным Швальбе для обозначения отклонений во внутриутробном развитии ребёнка. Дизонтогенез – нарушение хода нормального индивидуального развития ребёнка. Врач-психиатр Ковалёв В.В. выделил 3 вида дизонтогенеза: 1. Ретардация, т.е. отставание в развитии. Оно может быть общим, поражены все стороны психики, или частично (парциально). Это дети-олигофрены (полная) и ЗПР (частичная). 2. Асинхрония – диспропорциональное психическое развитие. Это дети с РДА (ранний детский аутизм); эмоционально-поведенческие расстройства; дементные дети (эпилепсия, шизофрения). 3. Дисфункция – нарушение функции системы, выражающиеся неадекватной реакцией на действия раздражителей. Это акселерация – процесс преждевременного созревания. Вторая классификация принадлежит Лебединским К.С. и В.В. Здесь виды зависят от определённых психологических параметров: 1. особенности функциональной локализации нарушения: частный дефект (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторов); общий дефект (нарушение корковых и подкорковых). 2. время поражения (чем раньше произошло поражение, тем вероятнее психическое нарушение ребёнка) 3. взаимоотношение между первичным и вторичным дефектом. 4. межфункциональные взаимодействия (временный или стойкий, т.е. зависит от тяжести поражения). Виды дизонтогенеза по Лебединскому: 1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Характерно раннее время поражения (например, олигофрения – наиболее недоразвиты мышление и речь). 2. Задержанное развитие – характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержек: -конституционального характера; -соматогенного (внутренние органы); -психогенного генеза; -церебрального генеза. 3. Повреждённое развитие (повреждение мозга после 2-3 лет – менингит). Пример: может быть деменция – распад нейрона (деградация). Деменция включает в себя шизофрению, эпилепсию. 4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжёлыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрение, слух, опорно-двигательный аппарат). 5. Искажённое развитие. Сложное недоразвитие задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций (РДА). 6. Дисгармоническое развитие – при этом виде наблюдается врождённая либо рано приобретённая диспропорциональность развития эмоционально-волевой сферы (психопатопатия).

Лев Семёнович Выготский сказал, что дефект – это физический или психический недостаток, который вызывает нарушение хода развития ребёнка (онтогенеза). Он выделил первичный, вторичный и третичный дефект. Первичный дефект – это ядерный признак, он биологический, ядерное поражение влечёт множественные нарушения (вторичный и третичный дефект) – нарушения соц. опыта, ребёнок не испытывает удовольствия от деятельности, а окружающие постоянно подчёркивают его неполноценность – у ребёнка появляется негативное отношение к дефекту. Выготский говорил: скорее мы научимся побеждать биологический дефект лечебным путём, дабы не допустить его последствия социального плана. Чем дальше дефект отстоит от первопричины, тем он сложнее устраняется. Чем раньше мы устраним первичный биологический дефект, тем эффективнее результат коррекционной работы. В 1924 г. Выготский сказал: рано или поздно мы поздно мы победим первичный дефект медикаментозно, но сейчас мы должны победить вторичный, дабы не допустить третичный. Аномальный ребёнок пройдёт все эти этапы развития, что и нормальный, на своей дефектной основе, но он не будет нормальным, но его нужно приблизить. Выготский предложил термин компенсация – это замена утраченных функций сохранными. Он говорил, что если природа лишает человека одного из органов чувств, то другие становятся необычно развиты. Т.о., слепые необычайно остро «осязают», а глухие отличаются особой силой зрения, отсюда задача педагогики сводилась к развитию оставшихся чувств, но это не совсем так: слепота и глухота понимались узкоорганически. Выготский утверждает, что слепой и глухонемой ребёнок- это, прежде всего ребёнок, а во вторую очередь – особенный ребёнок. Психика слепого возникает не первично, а вторично из соц. последствий, которые вызываются физическим дефектом. Слепота и глухота с физической точки зрения означают отсутствие одного из органов чувств. Это отсутствие может быть компенсировано. Важно не то, чтобы слепой видел буквы, важно, чтобы он умел читать. Слепой читает совершенно таким же образом, что и мы, только для этого используется азбука Брайля. С точки зрения психологии, к слепому и к глухому ребёнку надо подходить точно так же, как и к нормальному ребёнку. Компенсация – это биологический процесс, от нас он не зависит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.