Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы речевого онтогенеза и закономерности речевого развития в дошкольном и младшем школьном возрасте




Характеристика форм речи. Закономерности их формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Характеристика видов и функций речи.

Виды речи: 1. внешняя (письменная) или произносимая (устная: монолог и диалог). 2. внутренняя или непроизносимая (музыкальный слух).

 

 

46. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки нормального речевого развития.

Для нормального становления речи ребёнка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Анализаторы – сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах. Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие. Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребёнка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Вместе с развитием мышления, эмоциональным и физическим развитием начинается развитие речи. С трёх месяцев ребёнок издаёт звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребёнка. К концу 1 года ребёнок понимает 10-20 слов (процесс понимания речи), т.е. формируется импрессивная речь. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Тем не менее, их фонетический и ритмический рисунок и звукоподражательные слова (например: «му-му» - корова). В раннем возрасте от 1 года до 3 лет – автономная речь ребёнка довольно быстро (обычно в течении полугода) трансформируется и исчезает. На втором году жизни ребёнка слова-звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т.е. формируется экспрессивная речь. К трём годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребёнка – то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребёнок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения. В раннем возрасте быстро растёт пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок познаёт мир вещей, манипуляции с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивную речь ребёнок понимает достаточно рано. В 2-3 года возникает понимание и речи-рассказа. К трём годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идёт»), действие и объект действия («хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг общения – он уже может общаться сне только с близкими людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к 4-5 годам у ребёнка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объёму активный словарь и практически овладевает грамматическим строением речи. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребёнка становится действительно родным. В произносимых для себя самого монологах ребёнок констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создаёт план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи. Использование новых форм речи, переход к развёрнутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребёнком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить всё, что угодно, и рассказать обо всём на свете. Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребёнок учится задавать вопросы на отвлечённые темы, попутно рассуждать – думать вслух.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.