Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины речевых нарушений. Характеристика концепций в вопросе изучения этиологии речевых расстройств




1. Неблагоприятная речевая среда (глухие родители, неправильно говорят родители, заикание). 2. По подражанию (подражание неправильно говорящим родителям, заикающимся). 3. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода (особенно важно от 4недель до 4 месяцев): способствует токсикоз, особенно II-я половина, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору. 4. Родовая травма и асфиксия при родах. 5. Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (инфекционные вирусные; менингоэнцефалиты; ранние желудочно-кишечные расстройства). 6. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. 7. Наследственные факторы (мама не говорит "р" - у ребёнка недоразвиты мышцы). Большое значение имеет ранняя диагностика различных речевых нарушений. Если у ребёнка обнаруживается речевая патология в младшем дошкольном возрасте, ранние педагогические и медицинские коррекции повышают вероятность полноценного обучения в школе.

Под причинами понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения и нарушения развития психомоторных функций. Причины нужно знать для более глубокого изучения нарушений речи, определение их специфики, правильного выбора направления коррекционного воздействия, определение зоны ближайшего развития имеет важное значение выявление причин речевых нарушений. В зависимости от времени воздействия патогенных или неблагоприятных факторов выделяют: - пренатальную патологию (период внутриутробного развития); - натальную (повреждение при родах); -постнатальную (повреждение после рождения). В пренатальный период развития могут воздействовать следующие неблагоприятные факторы на будущий организм ребёнка: 1. Наследственные (генные и хромосомные заболевания). Например, в литературе приводятся данные о том, что открытая ринолалия в 10% может быть связана с наследственными факторами. По данным Гриднёва С.А. (1976) наследственная отягощённость среди заикающихся составляет 17,5%. Роль наследственных факторов в нарушениях чтения и письма (дисграфия и дислексия) к наследственным следует отнести хромосомные синдромы (относятся к врождённым). Отставание в развитии, в нервно-психическом, физическом развитии ребёнка при хромосомных синдромах наблюдается почти всегда в той или иной степени нарушено развитие речи. Хромосомные синдромы подразделяются на 2 группы: -синдромы, связанные с изменением числа аутосом (болезнь Дауна по 21 хромосоме); -синдромы, обусловленные изменением половых хромосом (синдром Х-хромосом). Он связан с умственной отсталостью, наблюдается у мальчиков, в речи ОНР, дизартрия или заикание, он - УО. Наследственная патология речи обусловлена наследственно - дегенеративными заболеваниями нервной системы, в основе которой лежит генная мутация, например, при нарушении обмена веществ. Специфические речевые нарушения наблюдаются при фенилтетонурии (нарушение обмена фенилаланина). Рано начатое лечебное питание может предупредить УО и недоразвитие речи (невосприимчивость ребёнка к грудному молоку матери). 2. Гипоксический фактор - кислородное голодание. Если хроническое кислородное голодание выражено Нерезко, оно может не нарушать, а замедлять темп созревания плода, в результате чего доношенный ребёнок рождается незрелым, с ослабленной нервной системой, процессы миелинезации у него замедлены, нарушено формирование связей в коре головного мозга. Эти факторы влияют на формирование речевой деятельности. У ребёнка возникает задержка речевого развития. Эти нарушения внутриутробного развития плода называются эмбриопатией. Они могут возникнуть в связи с вирусными заболеваниями, радиацией, приёмом лекарственных препаратов, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности. 3. Травматические факторы - внутричерепное кровоизлияние, при этом могут возникнуть алалия, дизартрия. У недоношенных детей (< 2,5 кг.) Внутричерепные кровоизлияния происходят в результате слабости их сосудистых стенок. 4. Биологические факторы (влияние вирусов, бактерий, простейших) Например, вирус краснухи приводит к появлению слепоглухонемых детей. Контакт с больным в I-ой половине беременности - необходимо прерывание беременности. Токсикоплазмоз - личинки с шерсти животных попадают в кровь и вызывают нарушение развития плода, которое в дальнейшем приводит к речевым нарушениям. Воздействие вирусов приводит к возникновению внутриутробного менингоэнцефалит и замедлению скорости деления клеток мозга, а воздействие продуктов жизнедеятельности вирусов (токсинов) к интоксикации организма матери и будущего ребёнка. 5. Заболевания матери во время беременности - острые и хронические: ОРВИ, детские инфекции, сифилис. Среди хронических наиболее опасные для ребёнка эндокринные заболевания матери: сахарный диабет, щитовидка. Острые и хронические заболевания матери во время беременности могут привести к поражениям мозговых структур, дети рождаются с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Для них характерны недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства. У детей отставание в развитии речи и неравномерность психического развития, трудности в обучении (ЗПР). 6. Химические факторы (бесконтрольный приём лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотических препаратов, экологическое влияние окружающей среды, гипо- и гипервитаминозы, недостаток микроэлементов). При этом поражается ЦНС. В литературе описана олигофрения алкогольного типа, сочетающаяся с нарушением речи. Бесконтрольный приём лекарственных препаратов (сульфомеламидов), антибиотиков, гормональных препаратов, приводит к речевой патологии коркового происхождения (генеза). К возникновению врождённой расщелины нёба приводит приём препаратов группы кортизонов. 7. Радиоактивное облучение. 8. Иммунологическая несовместимость по резус-фактору крови матери и плода - в результате выделяется непрямой билирубин, поражающий подкорковые отделы мозга и слуховые ядра, что приводит к нарушению слуха и дизартриям. 9. Социально - психологические факторы: затяжные стрессы, субдепрессии, проявляющиеся в вялости, раздражительности, плаксивости, повышенной тревожности, навязчивых страхов, что может привести к психосоматической ослабленности ребёнка (заикание). Итак, различная внутриутробная патология приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4-х недель до 4-х месяцев (I-ая половина беременности). В натальный период воздействуют следующие неблагоприятные факторы: 1. Асфиксия (кислородное голодание в момент родов) В головном мозге ребёнка возникает отёк (кровоизлияние). У детей, рождённых в асфиксии, наблюдаются симптомы гипервозбудимости и гиповозбудимости, повышенное внутричерепное давление, судороги. Причины асфиксии: - несовместимость по резус-фактору; пороки развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем плода. 2. Родовая травма и акушерско-гинекологическая патология. Родовая травма возникает при слабой или чрезмерно сильной родовой деятельности, несоответствии размеров плода и таза женщины, аномальных предлежаниях плода (лобное, лицевое), акушерских операциях. Родовая травма нервной системы включает повреждения головного мозга, спинного мозга, периферической нервной системы (парезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры). У детей, перенесших асфиксию или родовую травму, могут быть отставания в психоречевом развитии, ДЦП (алалия, дизартрия). В постнатальный период влияют следующие неблагоприятные факторы: 1. Наследственные, проявляющиеся в период становления речи (заикание). 2. Травмы (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы (заикание, афазия, алалия)). 3. Биологический фактор: влияние вирусов, например, менингококковая инфекция (слепоглухонемой ребёнок или УО). 4. Ослабленное соматическое состояние ребёнка, (ЗПР). 5. Химический фактор - принятие лекарственных препаратов, передозировка наркоза - приводит к ЗПР и вторично - дефекты речи, например, алалия. 6. Социально-психологический фактор приводит к заиканию, ОНР, дислалии, нарушениям письма и чтения. Хватцев разделил: 1) эндогенные - внутренние причины: наследственные заболевания матери, и т.д. (пренатальный период). 2) экзогенные - внешние причины: момент родов и после родов. Каждая из названных групп причин, их сочетание могут привести к нарушению различных сторон речи. При анализе причин всегда учитываются следующие параметры: - время возникновения речевого нарушения; - характер локализации повреждения; - пластичность нервной системы ребёнка; - степень сформированности речи в момент повреждения мозга. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.