Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Филологические проблемы информатики




Лингводидактика: предмет и задачи.

Языковая дидактика (или лингводидактика) - область языковедческих прикладных исследований, которая занимается распространением языковых знаний и умений. Языковая дидактика тесно связана с педагогикой, методикой и психологией.

Языковая дидактика описывает язык с целью обучения языку и языкового воспитания. Факты языка описываются в виде системы правил пользования языком и прецедентов его правильного использования. Дидактическое понимание зависит от языковой нормы. Дидактика распространяет нормы.

 

Объем и характер материала, излагаемого языковой дидактикой, иногда выходит за пределы нормы. Если язык преподается на первых ступенях школьного обучения, то берутся только основные части нормированного языка. Если язык преподается специалистам, то языковая дидактика как бы расширяет норму на область специального языка (языка специальности): языковая дидактика строит описание языка по запросам педагогики, в пределах установленного объема учебного предмета.

 

Дидактическое описание языка всегда подчинено требованиям методики. Поэтому дидактикой нередко называют частную методику, или методику одного предмета науки. Под влиянием требований методики дидактическое описание может иметь не комплексный, а одноплановый характер [отказаться от комплексного изложения сведений о словах и описывать лишь орфограммы слов]. Педагогика и методика указывают объемы и жанры дидактических описаний языка.

 

Связь языковой дидактики с психологией проявляется в создании наук о языковой личности: психологии речи и психолингвистики. Психология речи изучает становление, развитие и угасание речевой способности и характера реализации этой способности у индивидов, исследует психологические механизмы и психологические процессы, необходимые для реализации акта речи, а также сопутствующие речевому акту.

 

Дидактические описания по назначению делят на учебные (пособия и руководства для школы), справочные (для работников в опр.сферах) и учебно-справочные (для тех и других).

Роды языковой дидактики Различающие признаки
нешкольная аудитория изучение неродного языка усвоение нормы общелитературного языка
Общая + - +
Школьная - + +
Профессиональная + + -

Исторически языковая дидактика развивается из школьной. Но в настоящее время языковая дидактика определяет построение остальных родов дидактики.

 

Информатика, наряду с лингводидактикой и языковой семиотикой - области непосредственного практического приложения лингвистических знаний

 

Информационное обслуживание как область прикладного языкознания по содержанию тесно связано с профессиональной лингводидактикой. Однако по происхождению, назначению и применению информационное обслуживание представляет собой часть прикладной филологии. Соответственно тому, что языкознание есть часть филологии, в информационном обслуживании выделяется лингвистическое информационное обслуживание.

Информационное обслуживание как часть прикладной филологии раньше объединяло библиотечное (сбор, хранение, учет книг и рукописей, расп-е информации о них) и архивное дело (комплектование, хранение и описание архивов, разработка классификаций документов, их предоставление для прочтения), канцелярскую деятельность (обеспечение движения документов в текущем документообороте: прием и отправление, их регистрация, контроль).

В миллионном хранилище обойтись без строгой систематизации хранения, учета и распределения нельзя. Для этого общество образует информационную службу.

Информационная служба организуется на основе теории информационного обслуживания. Задачами этой теории является изучение того, что представляет собой информация с качественной и количественной точек зрения, исследование процессов движения и накопления социальной информации и ее языковой представленности (т.е. на каком языке формируется информация), изучение соотношения роста информации с ростом населения, тематические характеристики динамики информации. На основании этого строится классификация информации (научная, техническая, общественная и т.п.). Затем разрабатываются теория принципов информационной деятельности, основания методик анализа и синтеза информации и принципы построения информационных систем.

Теория информационного обслуживания составляет фундамент решения основных вопросов организации информационной службы в стране, установления методов сбора и обмена информацией, установления международных связей, материального обеспечения и т.п.

Единая теория информационного обслуживания возникла в связи с компьютеризацией речи. Благодаря технике удалось совместить функции библиотеки, архива, канцелярии.

Однако классифицировать тексты и следить за ними можно только через лексические единицы. Поэтому признаком класса текстов являются лексические единицы этих текстов. Различие между текстами состоит в комбинациях лексических единиц. В силу этого в теории информационного обслуживания выделяется языковедческая часть - лингвистическая теория информационного обслуживания, или лингвистическая информатика.

Лингвистическая информатика относится также к области прикладной филологии. Ее назначение - обеспечение читателя текстами.

Задачу, стоящую перед лингвистической информатикой при обработке текста, нередко называют компрессией текста. Информационный работник "выбрасывает" из содержания оригинального текста все то, что не является самоописанием этого текста.

Выделение в текстах книжных публикаций таких реквизитов, как имя автора, заглавие, выходные данные, предназначено в основном для самоописания текста

Реквизиты текста целиком и без изменений входят в информационное описание текста.

Творческая часть работы информационного работника - изучение тех реквизитов текста, где предметное содержание (собственно содержание: теорема Пифагора) слито с адресным (слово/слова, через которые это содержание описывается: математика). Такими реквизитами первичного текста являются заголовок и собственно текст. Найти адресное содержание и отделить его от предметного составляет задачу, выходящую за пределы компетенции специалистов в области предметного содержания текста.

Современные библиографические и архивные классификации содержат набор адресных признаков, по которым устанавливается некоторая часть предметного содержания текста.

 

Написаный или напечатанный текст благодаря его письменной фиксации представляет собой "след" деятельности ума. Такие "следы" составляют общественную память. Память общества образует основания его духовной культуры. Вот почему нужно дать ключ к реальным текстам, хранящимся в общественной памяти, для того, чтобы личность могла воспользоваться достоянием общественной памяти, необходимо приобщить ее к общественной памяти.

 

+?Работы в области информатики продвинули прежде всего лексикографические исследования. Самым существенным успехом является учет лексики деловой и научной прозы. Этот учет показал не только ее исключительное богатство и динамику, но и ее разнообразное семантическое содержание. Построение классификаций лексики, как правило, осложняется ассоциативными связями значений слов. Эти семантические черты слов во многом представляют собой продукт современного развития языка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.