КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логосическая теория происхождения языка
Соотношение языка и мышления в речевом акте. Мышление вообще относится к языку вообще лишь в меру единства человеческого рода, в меру наиболее общих законов развития общества, в меру универсальности потребности в знаке для формирования и выражения мысли. Конкретные типы мышления мы имеем право связывать не с языком, а с устройством конкретных произведений речи (научного, философского, художественного и т.д. содержания). Индивидуальное мышление человека можно соотнести со стилем, т.е. мы соотносим его со специфическими особенностями его выражения в языке. Это проблема соотношения языка и мышления. Актуальна как для индивидуума, так и для общества в целом. В первом случае (индивид) важна своей нравственной и профессиональной стороной. Человеку важно понять, как его личная деятельность связана с обществом, в котором он живет. Во втором случае (общество) эта проблема значима, т.к. слово – самый универсальный инструмент познания, управления и организации всей общественной жизни человека. Социум невозможен без языка, т.к. язык слов – уникальное, единственное в своем роде средство всеобщей связи. Ни одно знание немыслимо без языка, т.к. научиться чему-либо можно только при помощи слова. Применение слова – поступок, активное действие. Оно будет правильным, если слово ясно и отчетливо, и неправильным, если слово смутно и непонятно. Понимание слова – тоже поступок (соответственно, понимание лекции – тоже J). В центре нашего курса – рассмотрение способов, которые человеческая личность может проявлять и проявляет в слове (эту фразу, я, если честно, не очень поняла).
Общество не может обойтись без осмысления проблем происхождения языка. Теории происхождения языка ↔ 2 области знания: философия (на основе данных позитивных наук, разговор о сущности, антологии языка), собственно филология (о генезисе языка). Логосическая – одна из 4 филологических (наравне с доктриной общественного договора, ономатопоэтической, социальной).
Начала – на самых ранних этапах развития общества. В разных цивилизационных разновидностях (ведийской, языческой, буддийской и т.д.). Объективно-идеалистическая теория. В наше время утратила авторитет. НО филолог должен иметь дело с культурой прошлого, поэтому знание логосической теории нам необходимо. В основание мира положено духовное начало, которое воздействует на инертную материю, творя ее формы. Под воздействием духа материя приобретает упорядоченность своих форм. Конечный творческий акт – сотворение человека. Дух, создавший его – Бог, Дао и т.п. В европейской традиции – ЛОГОС. Слово существовало еще до сотворения человека. Оно управляет инертной материей. В Христианстве слово принадлежит Богу. Сотворение мира происходит посредством слова. Во всех цивилизациях филологи истолковывали слово как единый критерий закономерного мира. Слово – создатель мира. Атрибуты божественной силы переносятся в слово. Господство социальных сил, которые превращают слово в божество, единое и всеохватывающее. Всеобщая обязательность и принудительность языка для каждого члена общества – основа сотворения мира. НО Логосическая теория объясняла слово и как человеческое явление. Одним из актов логоса является человеческое творение. Бог передает человеку дар слова, и человек начинает создавать свои собственные слова. Слово, сотворенное человеком, становится его достоянием. Человек начинает самостоятельное словесное творчество. Человек – носитель и передатчик божественного промысла. Слово, вдохновленное богом – ИМЯ. Это имя обсуждается, и принимается решение относительно его правильности -> Если утверждается, то становится общим достоянием народа. Такую схему использовал Платон: Порождение -> Утверждение -> Употребление. Библия – форма притчи. Платон – философский диалог. Сам человек – косная, инертная субстанция, которая может ошибиться и исказить имя. Логосическая теория обращена на постижение человеком божественного вдохновения. Борьба одного человека с другим по поводу точности передачи божьего промысла: изучение слова -> постижение божественного вдохновения -> догматические споры и борьба. Конечно, в рамках подобной теории и речи быть не может о творческом разуме: ему нет доверия. Введение догамики (соединяет в себе смысл всех высказываний: совокупность априорных утверждений, сделанных высшими иерархиями церкви), постулатов, единой религиозной системы. Пророческий и догматический взгляд на слово. Огромное влияние на литературу. Древняя и средневековая филология тоже строилась на этих принципах. Слово господствует над человеком. Это господство выражено во всех произведениях древности и средневековья. Речь – основа господства социальных сил над человеком, его разумом и общественными отношениями. Слово сильнее действия. Убеждение словом лучше действует, чем сила.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |