Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текстотворчество




Язык – такая деятельность, которая существует на основе функционального и профессионального разделения труда.

Общая схема развития языка: появление новых технических средств -> усложнение языковых действий, новые виды речи и их правила -> КУЛЬТУРА ЯЗЫКА. КЯ демонстрирует одну из общих закономерностей: появление новации заставляет реконструировать ее основы. Т.о. новое отыскивает в старом свой прототип.

Культура отбирает от современности лучшее и ищет ему разные аналогии в прошлом. Т.о. культура развивается одновременно в прошлое и в будущее -> Преемственность.

Конечная цель филологической науки – совершенствование языкового общения. Роль филологии – выяснение законов развития языка, направление, упорядочивание этого развития, развитие в языке его смысловых сторон, установление и фиксирование правил речепользования -> Формальные виды и правила общения на языке.

Обучение любому предмету всегда предваряется изучением языка. Ущерб для языка наносит вред всему обществу.

Филология формирует правила и законы построения текстов, слов, звуков… Эти правила должны быть минимальны по числу, ясно выражены, они должны находится в соответствии с историей языка, должны обеспечивать совершенное построение произвольного слова. Только так общество будет обеспечено необходимыми правилами культуропользования.

Этологические и основные социальные качества языка. Членораздельность и историзм.

Общественная сущность языка узнается в акте общения. Акт общения имеет 3 составляющих:

· Досоциальная (этологическая сторона; досталась в наследство от древних людей (© де Куртенэ): язык как сигнальная система (досталась от животных): узнавание собеседника по голосу, модальность высказывания, понимание невольных выкриков. Отличие от животных: создавать и воспроизводить сообщение на языке и способность обучаться языку.)

· Творческая (порождение языковых новаций © Потебня)

· Социальная (?) / Автоматизм (↔языковые навыки)

Членораздельность речи – способность речевого акта разделяться для нашего сознания. Мельчайшие части его – звуки речи. Отделяются сознанием в восприятии и произнесении. Т.е. акустическая и артикуляционная стороны речи. Социальная черта акта общения. Результат деления речевого акта на все более мелкие части. На основании сопоставления и противопоставления высказываний и их частей.

Социальность речевого акта проявляется в его особых качествах (только в членораздельной речи):

1. Все акты общения исторически связаны между собой

2. Все акты общения способны быть выразителем человеческого сознания

3. Все акты общения способны формировать и использовать культуру

Акты речевого общения соотнесены между собой по форме и содержанию. Но это проявляется только при историческом рассмотрении. Порядок реплики в диалоге осмыслен лишь тогда, когда соблюдается определенная последовательность. Особенно наглядно это проявляется в письменном диалоге.

Историческая соотнесенность имеет место и в литературе (например, Гоголь – Булгаков). Но не только в художественной, но и в научной (использование терминов, правила цитирования и т.д.) В художественной литературе можно проиллюстрировать историей стилей.

Всякий акт общения осмысливается потому, что он включен в определенную историческую цепочку. Исторически-обусловленная структура текста: в каждом высказывании содержится что-то известное и что-то новое (актуальное членение).

Слова + морфемы + фонемы в их звуковой репрезентации. Фонемы русского языка получают объяснение при помещении их в определенную последовательность.

ИСТОРИЗМ – важнейшая черта социальности языка. Образуется, потому что акты общения не могут создаваться без внешней причины. Такая причина – общественные отношения людей. Они развиваются и устанавливаются с помощью языка. Основное содержание этих отношений – общественное производство, основанное на профессиональном разделении труда + культура (историческая преемственность нематериальных ценностей). Разумное и эффективное разделение труда невозможно без предварительной подготовки. В актах общения должны подаваться все предметы и понятия, по поводу которых происходит общение + действия с этими предметами. Общение с помощью имен.

Т.о. язык – общественно-необходимый, исторически обусловленный и членораздельный акт общения с помощью имен. Имя используется как орудие мысли. Имя вещи указывает на действие с ней.

Язык позволяет использовать имя как знак вещи в отсутствие самой вещи. Возможность абстрактно оперировать мыслью о вещи в ее отсутствие. Имя вещи замещает ее. Такое абстрактное оперирование позволяет строить образы, вводить понятия и строить суждения (относительно действий с вещами).

При помощи актов речи можно прогнозировать свойства объекта, планировать и организовывать действия с объектами, можно о них фантазировать, исследовать их. Оказывается возможным создание общности мыслей и формирование идеологии.

Акты языкового общения различаются по характеру содержащейся в них информации. Существуют виды общения, в которых не происходит появление нового знания (например, команды: творчество невозможно и даже запрещено). В большей же части в акте общения имеет место прибавление принципиально новой для общества информации. Новую информацию содержит научное открытие или художественное произведение. Т.о. новизна сообщений бывает различной. Даже в случае принципиальной новизны сообщаемого новизна бывает разной. Есть акты общения, которые хранятся и постоянно повторяются.

Одна из важнейших задач филологии: отделение культурно-значимого на все времена от временно важного. Главный метод филологического анализа – разделение ВОСПРОИЗВОДИМОГО и СОЗДАВАЕМОГО ЗАНОВО + разбор нового с точки зрения его культурной значимости.

«Культура» - обработка природы человеком. В современности основным значением стало метафорическое – «возделывание жизни путем целенаправленных действий». Главное орудие культуры – слово. В основе деятельности – словесная культура. Главное поле культуры – образование (обучение языку и на языке). Овладев культурой языка, человек получает редкую возможность устроить свою жизнь.

Вся совокупность речевых актов разводится по их принадлежности к разным языкам. Номенклатура обозначена в классификации языков.

Функциональная классификация языков.

Всего 4 подхода: функциональный (естеств/искуственн, в какой сфера etc), генеалогический (сранительно-историческая: этнологический подход), культурно-исторический (роль языка в развитии общества), типологическая (язык как система, внутренние закономерности).

 

Фц-я т.зр. лежит в основе ряда дисциплин, занимающихся языком: этнография, история, педагогика и т.д. Языкознание определяет, в какой сфере общения языки функционируют и как они обслуживают общество. У каждого народа существует уровни функционального развития языков. Их типы и число характеризуют уровень развитости народа и общества. Уровень функционального развития соотносится с развитием нации и культуры.

 


1. Этнография делит языки на:

- родоплеменные, ↔ тайные (шаманов)

- языки народностей, ↔ искуственные

- национальные

- межнациональные. ↔ любые

 

2. Общая история делит языки на общие и специальные. У специальных подклассы:

+ официальные (деловая переписка, оф. деловая речь, язык дипломатии) ↔ мертвые, спец

+искусственные (наука и техника, только письменные: info-е, программ-я, научн. символика)

+тайные (шифры, коды, пароли: видоизм-е естеств. устн/письм. языка, чтобы не поняли).

 

3. Педагогика делит языки на: мертвые и живые.

а) Мертвые имеют значение только как инструмент образования, предмет научного исследования.

- классические (сохранились в письменных памятниках и дошли до нас как предмет школьного изучения: санскрит, древнегреческий, древнееврейский, старославянский. Не являются родными ни для кого, но благодаря письменной традиции они стали языками образования, хранящими традиции),

- дешифруемые (сохранившиеся в письменных памятниках, которые были забыты, как и сами языки. Они не сохранялись в непрерывной письменной традиции. В прошлом они имели письменность и иногда литературу). Египетский (Шампольон), корейский (Шеворожкин), аккадский, шумерский, хеттский языки. Письменность и литература на этих языках важны для истории культуры, они расшифровываются, переводятся и издаются.

- реконструируемые (исторические, дописьменные устные языки. Их основные черты восстанавливаются в виде реконструкции. На них нет текстов. Реконструированы с помощью сравнительно-исторического метода. Они находятся у основания той или иной языковой семьи. Говорить и писать на этих языках нельзя, потому что восстанавливаются только самые существенные черты).

б) Живые языки: родные и иностранные.

- родные – языки, освоенные в семье до школе и принятые в народе как характеристика его современного состояния.

- иностранные – изучаются в ходе школьного обучения и приняты как родные у какого-то другого народа.

Второй родной язык – язык межнационального общения. В России русский язык является вторым родным для большинства неславянских народов.

В центре классификации – живые естественные языки. Мертвые служат воссозданию истории. Специальные языки представляют собой особое ответвление, материал для изучения функций языков. Эсперанто может использоваться как устный язык, хотя для искусственных языков это нетипично.

 

Культурно-историческая классификация языков.

Язык и виды культуры общества (физическая, материальная и духовная культура).

Всего 4 подхода: функциональный (естеств/искуственн, в какой сфера etc), генеалогический (сранительно-историческая: этнологический подход), культурно-исторический (роль языка в развитии общества), типологическая (язык как система, внутренние закономерности).

 

Письменные и письменно-литературные языки образуют новые связи истории языка с неязыковыми сторонами общества. Аспект культурной истории народов. Историю развития развивал Н.И. Конрад. Согласно его учению культура бывает:

· физическая (подготовка тела человека к определенной деятельности)

· материальная (среда обитания, которая сложилась в результате деятельности человека)

· духовная (совокупность общественно значимых и отобранных идеи и прецедентов деятельности, которые хранятся в материальных фактах духовной культуры. С другой стороны, это осведомленность людей о духовной культуре и навыки ее пользования).

Личность обладает физической и духовной, а общество – материальной и духовной К. Духовная культура объединяет личность и общество. Язык связан со всеми тремя видами культуры:

· физическая культура: необходимо обладать навыками нервно-мышечной деятельности для воспроизведения и восприятия, чтения, использование различных устройств для пользования языком (ноутбук и т.д.). Предпосылки к формированию навыков устной речи – специфическая пластика: прямохождение, разнообразие и универсальность движений человеческого тела, речевая мимика и жестикуляция. Все это позволяет совершенствовать навыки речевой деятельности человека.

· материальная культура: изобретение материалов и орудий письма, разные виды печати, полиграфия, современная электронная техника. Все они служат для разнообразных фактур речи.

· духовная культура: в деятельности всех общественных институтов речи заключено отношение к слову как к духовному элементу общества. Поэтому в обществе создаются специальные учреждения, где производится отбор культурно значимых актов речи, текстов, осуществляется их хранение и воспитание на них новых поколений. Это делается ради использования содержания текстов в будущей деятельности.

Физическое и материальное направлены на единую цель – создание разнообразных по форме и содержанию актов речи. А после этого производится отбор, необходимый для духовной культуры.

 

Культурно-историческая классификация устанавливает, насколько развиты в этом отношении языки. Классификация проводится по 4 параметрам.

1) По характеру фактуры речи (свойства орудий и материалов)

2) По правилам обращения с актами речи как объектами материальной культуры. Обращение это регулируется внешними правилами словесности.

3) По числу и составу актов речи, то есть по родам, видам и разновидностям словесности.

4) По степени разработанности теории языка, степень его изученности и нормирОванности языка в искусствах речи и науках о речи.

 

По этой классификации:

1. бесписьменные языки (имеют только устную фактуру речи. Теория языка представлена фольклорно-речевым этикетом и обычаями речепользования. Обучение языку происходит по прецедентам речи).

2. письменныеязыки (имеют также письмо – систему начертательных знаков для фиксации звуковой речи. Такая фиксация порождает письменность, т.е. совокупность рукописных произведений, выполненных при помощи письма. Письмо – средства создания письменности. В письменности фиксируются нормы культуры).

3. литературные донациональные языки (обладают такими институтами, как почта, канцелярия, хранилища текстов (архив, библиотека, музей). Кроме того литературные языки обладают теорией и историей языка, грамматикой, риторикой, поэтикой и стилистикой).

4. письменные литературные национальные языки (становление совпадает с формированием наций из этносов. С т.зр. материальной культуры характеризуются появлением книгопечатания. Новый подход – стереотипный, новая тиражная фактура речи. Вырабатываются нормы печатной речи. Формируются институты, которые ведают авторским правом на тексты. Возникает структур производства и тиражирования. Появление наук о языке: теоретической лингвистики и литературоведения).

5. межнациональные языки (↔ становление новых технических устройств для устного и письменного общения (телефон, телеграф, мультимедиа, компьютер). Возникают новые виды теории языка: контентный анализ, генеративная и когнитивная грамматика, теория коммуникации, корпусная лингвистика, информатика. Новые разделы в классической теории о речи).

Культурно-историческая коммуникация делит языки на классы в связи с развитием культуры общества (материального, физического, духовного). Она передает историческую последовательность развития культуры языка. Предыдущие этапы не отбрасываются на последующих, а напротив - сохраняются и умножаются. Классификация эта различает в языках меру и культурную ценность. Она позволяет подойти к сравнительному изучению цивилизаций и построению типологии культуры.

 

 

Генеалогическая классификация языков.

Всего 4 подхода: функциональный (естеств/искуственн, в какой сфера etc), генеалогический (сранительно-историческая: этнологический подход), культурно-исторический (роль языка в развитии общества), типологическая (язык как система, внутренние закономерности).

 

Исследует языки с точки зрения их материальной общности, которая возникает в результате развития языков из одного общего источника, языка предков. Сейчас насчитывается около 3000 языков. Все они в разной степени сходны или несходны между собой, что позволяет их группировать. Они представлены несколькими типами. Есть сходство материальное, а есть сходство структурное (типологическое, см. ниже).

Материальное сходство – сходство того звукового материала, из которого в сравниваемых языках построены тождественные или близкие по значению слова и морфемы – межъязыковые звуковые соответствия, которые повторяются в других словах и морфемах. Такие соответствия называются корреспонденциями (© Бодуэн де Куртене).

Тождества могут исторически выводиться одно из другого. Звукоподражательные слова очень сходны в разных языках, и это естественно, поскольку обозначено самой природой. Материальное сходство есть в младенческом языке, в междометиях. Но таких групп слов мало, и они занимают маргинальное положение. За пределами этих групп отпадает вопрос о природных причинах такого сходства, поскольку между содержанием языкового знака и его материальным составом отсутствует естественная связь, самой природой предуказанная. Материальное сходство часто бывает результатом случайных совпадений. На языке ацтеков Бог – teotl, а на греческом – Deos. Это чистая случайность.

Но если сходство повторяется в большом количестве слов и морфем, укладывается в схемы звуковых корреспонденций, если оно соединяет группы языков, то такое сходство не может быть случайным. Такое материальное сходство говорит об исторической связи соответствующих языков. Они являются генетически тождественными.

С одной стороны есть языковой контакт (географическое или территориальное соответствие, контакт цивилизаций, языковое воздействие). А с другой стороны есть исконное родство языков, развившихся из одного языка предков, из праязыка.

Контакты языка ведут к заимствованию слов, словосочетаний, а также (редко) – заимствованию словообразовательных морфем. Некоторые разряды языковых элементов не изменяются и не заимствуются (аффиксы формообразования, служебные слова, термины ближайшего родства, названия частей тела, числительные (от 1 до 10), распространенные глаголы, некоторые (личные и указательные) местоимения – исконный пласт лексики, в первую очередь подвергается сравнительно-историческому анализу).

Два языка называются родственными, когда они оба являются результатами двух различных эволюций одного и того же языка, бывшего в употреблении раньше. Этот язык и есть их общий предок, который в результате двух различных эволюций распался на родственные языки. Вся совокупность родственных языков называется языковой семьей. © Антуан Мийе

 

Территориальные диалекты праиндоевропейского языка развивались самостоятельно -> получилось много родственных. Родина – Междуречье (от восточной Турции до Северного Ирака), с 5 до 3 тыс.до н.э. индоевропейцы волнами расселялись по Европе. Первая волна – 4 400 – 4 200 до н.э., вторая – 3 400 – 3 200 до н.э., третья – 3 000 – 2 800 до н.э. Эти древние индоевропейцы всех вытеснили. Индоевропейский праязык не зафиксирован никак. Как единый язык он прекратил свое существование не позже конца 3 тысячеслетия до н.э. Его частички реконструируются при сопоставлении современных его потомков.

Внутри конгломерата его потомков выделяются группы, более тесно связанные друг с другом. Языки этих групп восходят к своему предку, тоже зачастую дописьменным. Внутри группы есть еще более тесные подгруппы. Восточнославянские объединены общим письменным предком (древнерусский).

Изучение языкового родства относится к компаративистике (сравнительно-историческому языкознанию) – такое сравнение языков, которое применяется для выяснения сведений исторического характера. Генетически тождественные слова и формы сравниваются между собой, и так восстанавливаются их праформы. Так получается примерная реконструкция отдельных сторон того языкового строя, каким он был до обособления соответствующих языков.

(Классический латинский генерализует данные существовавших вместе с ним диалектов. Латинский язык можно воспринимать как праязык для романских языков.

В славянских языках картина иная. Древнейший – старославянский. Современные славянские языки не могут напрямую быть исторически связаны со старославянским отношением непрерывной эволюции. Поэтому приходится реконструировать праславянский язык как язык, который объединяет в себе черты ВСЕХ славянских языков).

Иногда бывает трудно отличить сохранившиеся реликты от нововведений. Нередко подобное размежевание вызывает серьезные затруднения.

Например, система древнегреческого и санскритского глагола очень богата разнообразными синтетическими формами. Долгое время считалось, что эта система наиболее точно представляет древнеиндоевропейское состояние. Однако в 20 веке был открыт хеттский язык (от 19 века до н.э.). Индоевропейский, очень архаичный язык. НО хеттский глагол по богатству форм намного уступает греческому. Поэтому сейчас многие ученые считают, что вышеназванные глагольные системы отражают ряд инноваций. Но общеиндоевропейское состояние не может быть приравнено и к хеттскому тоже.

Можно утверждать, что предмет реконструкции зависит от общей генеалогической классификации языков, которая подразделяет их на семьи, группы, подгруппы и от состояния письменной фиксации древних и новых языков и от их взаимного соотношения. Данные разных языков обобщаются по принципу восстановления инвариантов по вариантам. Инвариант – структурная единица в отвлечении от ее конкретных реализаций. Исходные данные конкретных языков – варианты. Праславянский язык – инвариант славянских.

Реконструкция праязыковых единиц позволяет проследить их судьбу в разных языках. Следовательно, реконструкция позволяет объяснить единицы современных языков. В этом и заключается главный смысл реконструкции. Подлинная реконструкция ориентирована не столько на отдаленное прошлое, сколько на предшествующие этапы в развитии языков. Позволяет разграничить архаизмы и инновации. Дает возможность определить, какие свойства приписать новым индоевропейским языкам, а какие – праиндоевропейскому. Реальная постановка вопроса о периодизации общеиндоевропейского языкового развития.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.