КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доктрина общественного договора в ее отношении к языкуОбщество не может обойтись без осмысления проблем происхождения языка. Теории происхождения языка ↔ 2 области знания: философия (на основе данных позитивных наук, разговор о сущности, антологии языка), собственно филология (о генезисе языка). Логосическая – одна из 4 филологических (наравне с логосической, ономатопоэтической, социальной).
XV, XVI, XVII вв. – новый взгляд на язык. Идея общественного договора Руссо. Использовалась для истолкования природы общественных отношений. Этот договор отличает общество от первичного стада. В стаде – борьба всех против всех. Различия интересов индивидуумов. В современном обществе между сторонами общества должно быть установлено соглашение, отдача части свободы ради безопасности -> сотрудничество. Стадо -> Общество. Дикость -> Цивилизация, государство, право: - Естественное право (стремление человека к обществу, проявляющееся в даре речи, в склонности к совместным действиям, основанным на разуме) - Человеческое право (естественное -> государственное -> гражданское -> частное право) Язык – одно из оснований естественного права человека, наряду с разумом и стремлением к мирной жизни. Теория проникнута рационализмом. Противопоставлена догматике. Идеи: 1. Идея развития логики как инструмента познания 2. Идея о конструировании новых языков для научно-познавательных целей 3. Идея условной знаковости языка 4. Психология как науки о познающем мышлении; язык – инструмент познания 5. Гипотеза о происхождении языка (основана на всех предыдущих идеях) Рациональный стиль был вызван развитием определенных эмпирических наук, направленных на повышение познавательных способностей человека. Основа – человек и его разум. Он – источник искусства и труда, которые преобразуют мир. Человек – самый активный субъект мироустройства. Утверждается, что можно создать некое знание путем логической техники. Такое знание будет доказуемо и общезначимо. Будет таким в силу логической доказуемости. Творящая функция космического Логоса представляется бессмысленной. Больше не нужно опираться на прозрение и пророчества. Истина – результат самостоятельной деятельности человеческого разума. Пересмотрен подход к природе языка. Считается, что язык можно создать заново. Создание языков – предмет искусства, эрудиции и логической техники. Проекты создания искусственных языков.
В доктрине общественного договора пересмотрен подход к природе языка. Считается, что язык можно создать заново. Создание языков – предмет искусства, эрудиции и логической техники. Проекты создания искусственных языков. Экспериментально-эмпирический (индуктивный) метод (Необходимые новому языку словарь и правила берутся из современных живых языков. Все это предлагается генерализировать). Бэкон «О достоинстве и приумножении наук» (серия «Философское наследие», 1 том). Идеи Бэкона легли в основу межъязыковых сравнений + послужили базой для построения международных языков. Лейбниц «Элементы универсальной характеристики» – построение нового языка из качественно новых элементов. ПОЗИГРАФИЯ – проект графического языка. Возможность графически строго выразить любую мысль. [см конспект: простой термин = число = заглавная буква, сложный = перемножение простых = строчная-коэфицент, греч.буква = больше 1. В верном выск-и =/– = нацело и наоборот] Например: 2 – разумное, 3 – животное => 6 – человек; A- животное, R – разумное => A nimal R ationale Лейбниц разрабатывает формальную логику – систему научной символики. Возможность создания и изменения языка человеком. Логика – средство познания, язык – средство выражения научной идеи -> Условно-знаковый характер языка. Язык – совершенная символическая система. Использует однородные средства для обозначения самых разнородных объектов. Средства для передачи любых значений. Источником языкового единства людей является единство психики и разума людей. Не так важно, какими были первые слова каждого народа. Важно, что каждый народ обладает общими чувствами, ценностями и т.д. благодаря единству психической конституции людей. Именно поэтому возможно установление понимания между людьми. Имя вещи – слово – принимается по общественному договору, принимая во внимание условность звуков. Возможность установления общего языка имеется, т.к. есть общение. Инструмент общения – языковые знаки. Устанавливается единство этих знаков и их обязательность. Это строится на представлении о единстве человеческой психики. Оказывается возможным единое понимание знаков. Т.о. общественный договор строится на понимании условности и немотивированности языкового знака.
Содержание любой культуры может быть выражено в полном объеме с помощью языка. Человек получает возможность выйти за пределы своего индивидуального опыта и приобщиться к общепринятому пониманию, которое образует культуру. 1. Язык может рассматриваться как символическая система, замещающая эмпирический опыт 2. Язык не может стоять отдельно от непосредственного опыта. Он переплетается с ним. Трудно провести границу между реальностью и языковыми символами. Взаимодействие между языком и человеческим опытом. Это выводит язык из ряда других символических систем. Язык находится в постоянной связи с особенностями и требованиями практической ситуации. Редко выступает как чистая система обозначения 3. Обыденная речь характеризуется экспрессивностью, намеренной или нет Язык является совершенной системой символизации человеческого опыта. В конкретном контексте поведения язык неотделим от практической действительности. Нюансы экспрессивности в языке безграничны. Человек находится в особом окружении, определяющем его деятельность: - Природа (то, что существовало до человека; материал творения мира; дана априори, независимо от практического опыта; человек воздействует на природу и пользуется ей) - Техника (совокупность устройств и полезных предметов, которые позволяют человеку свободно жить и эффективно действовать; создается из материалов природы) - Семиотика (совокупность знаков, выступающих в качестве заместителей объектов природы и техники; конструктивная деятельность человека + абстрактное мышление) Язык – один из видов семиотических систем. Особенности: - объект замещается знаком - знаки символизируют классы объектов и их признаки - знаки – опоры при обмене мыслями
Каким образом язык распространяется между людьми? В теории общественного договора: 1. Проблема в установлении общего языка, его обязательности 2. Степень свободы индивидуума В каких пределах допускается свобода + проблема материала. Исходный язык появился 100 тыс. лет назад -> Распался на диалекты -> Отдельные языки. В этот период начинается глоттогенез в собственном смысле слова. 3 разные теории образования слов: 1. Звукоподражательная (© стоики; первые слова первого языка подражали крикам животных и звукам природы; предметы и вещи изображались с помощью звуков) 2. Междометная (© эпикурейцы; первые слова – из непроизвольных восклицаний; были довольно общими для всех) 3. Теория трудовых команд (© XIX в; своеобразный вариант предыдущей теории; выкрики, стимулирующие совместную деятельность) Все эти теории скорее дополняют друг друга, чем исключают. Принцип, общий для всех: ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ одной и той же звуковой формы для всех людей, входящих в данный коллектив. Звучание языка задано общими для всех причинами. Доктрина общественного договора принципиально противопоставлена логосической теории. Источником языкового единства людей является единство психики и разума людей. Не так важно, какими были первые слова каждого народа. Важно, что каждый народ обладает общими чувствами, ценностями и т.д. благодаря единству психической конституции людей. Именно поэтому возможно установление понимания между людьми. Имя вещи – слово – принимается по общественному договору, принимая во внимание условность звуков. Возможность установления общего языка имеется, т.к. есть общение. Инструмент общения – языковые знаки. Устанавливается единство этих знаков и их обязательность. Это строится на представлении о единстве человеческой психики. Оказывается возможным единое понимание знаков. Т.о. общественный договор строится на понимании условности и немотивированности языкового знака. Появилось множество описаний языков мира -> Сравнительные исследования языков (XIX в.) Новое движение в научной мысли – эволюционная методология. Представление о постепенном, поэтапном развертывании исторических процессов.
Знаковый характер языка. (ответ сформулирован мной вольно и приблизительно) Язык – система знаков, соединение смысла и акустического образа, т.е. система знаков, выражающих понятия © де Соссюр В самом деле, как Единцы языка могут отсылать нас к предметам? Прямое отражение вещей может быть только в звукоподражании (и то фонетические системы мешают), как же мы соотносим слова с объектами? По Соссюру: знак = означающее (акустический образ) + означаемое (понятие) (у иных – треугольник: акустический образ – понятие – предмет), они связаны произвольно (означающее немотивированно; по отношению к языковому коллективу – навязано; обладает линейной протяженностью); знак устойчив и изменчив. +благодаря произвольности знака возможно создание языков (см. про Лейбница и его Универсальную хар-тику) По Пеформатскому: теория знака. 1. Знак материален, доступен восприятию, но: 2. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой (А ≠ клякса) 3. Знак не имеет значения, но направлен на значение. 4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных (для кляксы важны цвет-размер и прочее, для А – только то, что это А), 5. Знак и его содержание определяются местом в общей системе языка.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |