Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилистика художественной литературы: принципы и методы исследования




Литературный язык и язык художественной литературы, их соотношение.

Каждый национальный письменно-литературный язык представлен совокупностью функциональных стилей. Для любой формы языкового сознания центром притяжения является книжный литературный язык, основа которого - язык художественной литературы. У нее – свой особый социально-речевой контекст. При соприкосновении разных форм речи, языковое сознание отдает предпочтение литературной форме речи. Т.о. языковое сознание усиливает тяготение форм речи к каноническому литературному образцу. Двойственность языкового сознания – стремление к индивидуализации и унификации.

Разные критерии восприятия -> разная оценка:

литературно-художественное произведение общелитературный язык/ бытовая речь
- преобладает эстетическая оценка, т.е. оценка с точки зрения эффективности передачи мысли - языковой субъект - неповторимый индивид - преобладает социальная оценка языка. В зависимости от того, как строится речь, определяется общественная роль субъекта речи, его социальный статус. - коллективный языковой субъект (© Виноградов)

Во всех формах речи, кроме художественно-литературной, человек вынужден подражать существующим нормам. Автор художественного произведения должен быть отличен от других. Эстетическая задача литературы требует самодеятельности субъекта, т.е. создатель литературно-художественного произведения должен представить свой неповторимый идеал языка, свою систему речи, свой язык произведений, свою языковую индивидуальность. Т.о. предмет литературоведения отделяется от предмета лингвистики.

 

 

Язык художественной литературы – основа письменно-книжного литературного языка; является центром притяжения для любой формы языкового сознания, влияет на литературный язык в целом.

Открыт влияниям: самые разнообразные направления проникновения диалектов, жаргонов, профессионализмов; все они так или иначе ложатся в основу социально-речевых стилей персонажей литературных произведений. Далее они подвергаются оценке в плане нормативных основ литературной речи, т.е. все эти формы (диалекты и т.д.) оказываются соотнесенными с определенным социальным типом личности. При этом необходимо помнить, что даже те речевые композиции, которыми должна заниматься стилистика речи, в художественной литературе значительно видоизменяются. Эти изменения зависят от вида произведения, от жанра, от стиля и метода и т.д.

Что изучает стилистика художественной литературы:

- центральное место занимает исследование особых закономерностей преобразования индивидуализированных систем, т.е. исследование систем, которые оформились как устойчивые и целостные композиции художественного выражения. (Стиль конкретного произведения, писателеля; даже в рамках как национальных (стиль школы, направления), так и мировой литературы).

- приемы индивидуальных направлений, новые типы сочетания разностилевых элементов в том или ином художественном стиле + многообразные формы отступления от норм общего литературного языка.

- также стихотворная речь. (Создается новое деление – на стиховую и прозаическую речь. У каждой из этих стилевых категорий – свои специфические приемы, жанры, формы ритмического членения речи. Специфические признаки: ритмика, рифма, строфика, интонационно-мелодическая структура). С точки зрения лингвистики стихотворная речь рассматривается как внутренне-связанная система. Во взаимосвязи находится слово, его звуковой строй, слогораздел, интонационная линия движения стиха, его синтаксическая структура, его ритм, темп и многие другие элементы. Т.о. перед языкознанием – задача изучения истории стихотворных стиле й, их взаимодействия с разными прозаическими жанрами в различные периоды литературного развития. Например, до 18 века в России стихотворная речь была почти лишена индивидуального начала. Были типовые стили. Индивидуальность – Державин, Радищев и т.д.

Материальная база стилистики ХЛ – стилистика языка и речи. Однако в художественной стилистике представлены разного рода языковые единицы, разные речевые образования, которые приобретают новое осмысление, новые смысловые приращения. Это происходит потому, что все единицы подчинены определенному художественно-эстетическому заданию + обусловлены структурой данного произведения. Т.о. стилистика художественной литературы характеризуется новыми свойствами своих единиц.

Цель художественной стилистики – вскрыть закономерности и приемы стилевой организации литературных произведений, охарактеризовать индивидуальный стиль писателя, определить индивидуальное своеобразие строевой системы отдельного литературного направления, школы, произведения и т.д. Таким способом создается историческая стилистика национальной литературы.

 

Лингвистически обоснованная стилистика ХЛ (Лингвостилистика) изучает стиль как внутренне обоснованную систему взаимно связанных элементов. Эти элементы находятся в разных формах связи, соотношения и взаимодействия. Современная стилистика ХЛ не может обходиться без принципов и методов лингвистики. Она основана на них.

Художественная (лингво)стилистика изучает все элементы стиля. Система стилей рассматривается и в общем, и в историческом, и в сравнительно-типологическом плане. Рассматривается на фоне стилистики языка и речи, а также в содействии с общими законами того или иного языка. Стилистика ХЛ подвергает анализу и эстетически осмысляет все языковые единицы и все элементы литературных произведений. Анализирует их ритмическое построение и грамматические свойства. Особое внимание – на те, в которых наиболее ярко представлен индивидуальный стиль.

Лингвостилистика интерпретирует ткань литературного произведения как систему связанных стилистических средст в. Особенно значительна и глубока проблема речевой структуры образа автора. Решение этой проблемы позволяет вскрыть внутреннее единство стилистических средств всей системы. Образ автора – цементирующая система, связывающая эти средства.

Вся система – отражение национальной специфики и языка ХЛ и языка в целом. Поэтому история стилей ХЛ находится в тесной связи с историей соответствующего литературного языка, с его разнообразными изменениями, с его исторически-меняющимися стилистическими вариациями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.