КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системная организация языка. Синтагматико-парадигматический принцип выделения языковых единиц
Культурно-исторические и смыслообразующие функции языка. К культурно-историческим функциям можно отнести · инструментальную (проявляет себя в создании новых текстов), · транслятивную (выражается в передаче текстов от одних людей к другим, от одного поколения к другому; важнейшее проявление – воспроизведение текста) · кумулятивную (проявляет себя в накоплении и хранении текстов). К смыслообразующим функциям можно отнести функции · прогнозирования (человек создает тексты и воплощает в них свои предположения о том, каков был, есть и будет объект или ситуация действительности), · моделирования (человек создает текст и описывает в нем состояние объекта или ситуации) · обучения (человек постигает содержание текста, осваивая накопленные обществом знания и нормы культуры). Таким образом, в языке и речи отражаются все коммуникативные процессы. Осознание смысла слова и характера того материала речи, который используется для общения, составляет практическую предпосылку предмета теории языка. Это осознание обеспечивает то, что называется «владением языком», т.е. возможность и умение говорить и понимать, а также писать и читать. Суть практического знания языка состоит в том, что человек, овладевший этим видом знания языка, знает его как некую совокупность прецедентов, как отдельные частные случаи применения звуков и букв, применения разного рода элементов языковой системы. НО при таком знании языка не может быть речи о знании законов языкознания. Научное знание языка противоположно практическому. Научное знание стремится не к познанию отдельных прецедентов, а к открытию законов, лежащих в основании различных частных случаев применения языка. Теория языка как научное знание основывается на том, что внутренние признаки словесности сопоставляются друг с другом по правилам, называемым лингвистическими методами. Благодаря этим методам и выводятся категории языка, устанавливаются законы языкознания. Законы языкознания дают возможность эффективного общения.
Ф. де Соссюр говорил, что в языке (как предмете языкознания) "нет ничего, кроме различий". Это значит, что материал речи не может быть основой отвлечения признаков. Язык бывает письменным и устным. Материал письменной и устной речи (звуки речи и знаки на бумаге) различен. Тем не менее это один язык. Это значит, что связь устной и письменной речи, существующая как общественное установление, и есть материя языка. Такая материя, составленная из правил устно-письменных корреспонденции, есть форма. Субстанция этой формы - различия в звуках и графических знаках, благодаря которым мы распознаем их корреспонденции и многообразие. Единицы языка выделяются путем отождествления сходных по звучанию и значению единиц текста. При этом одновременно происходит распределение единиц по парадигмам и парадигматическим классам, т.е. систематизация единиц. Все это возможно благодаря синтагматико-парадигматической модели языка. Единицы выделяются, т.е. очищаются от сопутствующих признаков. Так, звуки речи влияют друг на друга, подчиняются влиянию ритма и метра, связаны в одно целое с тембром и интонацией. Такими звуки речи представляются непосредственному наблюдению. В этих органически спаянных физическими свойствами конгломератах надо выделить свойства, составляющие языковую сущность данной единицы. Это значит найти у единицы признаки, позволяющие ей быть отдельной сущностью, передавать смысл, сохраняя независимое физическое качество. Это значит найти у звуков (или других единиц) приз наки, не зависящие от их комбинирования с другими единицами. Такие признаки называют существенными, т.е. выражающими сущность, самостоятельность, потенциальную отдельность единицы. Признаки, вызванные вхождением в комбинации, являются сопутствующими, несущественными. Выделение единицы есть нахождение ее существенных признаков и сведение по этим признакам случаев разного употребления этой единицы в один класс. Класс употребления одной единицы с неизменными признаками называют инвариантом, а отдельное употребление - вариантом.
В логике построение классификации основано на том, что совокупность фактов распределяется по классам, затем по подклассами т.д. вплоть до отдельных явлений. Языкознание имеет дело с фактами языка (различными). Это ставит перед лингвистической классификацией следующие задачи: 1) разделить факты языка на классы; 2) уточнить место каждого факта внутри класса; 3) найти связь классов между собой, являющуюся их существенными признаками, и построить общую систему. Общая система в языкознании строится на объединении вариантов, т.е. отдельных явлений, единиц речи, в инварианты, т.е. единицы языка, выделенные по существенным признакам. Этому служит синтагматико-парадигматический принцип выделения единиц языка. Синтагматико-парадигматический © Античность. Представляя эту модель образно-наглядным способом, де Соссюр сравнивал язык с шахматной доской: есть вертикальные столбцы клеток и горизонтальные строки из тех же клеток. Иначе говоря, выделение единиц языка производится с использованием матричного представления. Де Соссюру принадлежит расширение понятий синтагмы и парадигмы на любые языковые единицы. · Синтагма - сочетания единиц (линейное, то, что имеем в речи, языковое высказывание). Конкретная синтагма - это последовательность элементов в конкретном явлении речи, абстрактная синтагма - это абстрагированный от конкретных синтагм порядок позиций, данных местами элементов конкретной синтагмы. (Поэтому нередко термин "место" в абстрактной синтагме синонимически замещается термином "позиция". Позиция - одно и то же место от начала последовательности в разных конкретных синтагмах). · Парадигма - совокупность элементов, употребляемых на одном и том же месте при сравнении разных явлений речи (вертикальная, в языке, выделяется на основе сопоставления с другими высказываниями, содержащими общие и необщие части; состоит из всех тех частей других высказываний, которые занимают одно и то же место в абстрактной синтагме и входят в две и более конкретные синтагмы). Так реализуется образ шахматной доски (матрицы), где горизонтальные линии - синтагмы, а вертикальные линии - парадигмы.
Для того, чтобы каждая единица языка была отделена от другой правильно, необходимо, чтобы она употреблялась как отдельная, свободно комбинируемая единица. Правило разграничения называется дистрибутивным различением: если две наблюдаемые единицы употребляются в общих и необщих парадигмах, то это разные единицы 1 - 2 - 3 Н - А - С (нас нет)С - Н - А (сна нет)Из сравнения видно, что Н встречается на 1-м и 2-м местах, А - на 2-м и 3-м, С-на 3-м и 1-м. Так подтверждается самостоятельность, индивидуальность употребления Н, А и С и тем доказывается, что они не только не схожи между собой по звуку (и графической форме) и по различаемым с их помощью значениям (в нашем случае - значениям букв и слов), но и по употреблению. Так дедукция проверяет индукцию. В языкознании отдельными языковыми сущностями считаются лишь такие, которые различаются не только своей формой, но и употреблением, соотнесены со значением, т.е. различаются дистрибутивно. Такие элементы называют инвариантами. Элементы, которые различаются только внешними признаками, но не по употреблению (т.е. не различаются дистрибутивно), называют вариантами. Вариантов всегда больше, чем инвариантов. Поэтому на основании дистрибутивного различения варианты всегда относятся к определенному (одному) инварианту.
Ярусы языка как классификационные понятия, их признаки. Единицы языка (инварианты) рассматриваются по принципу от простого к сложному, и наоборот. Так выделяют ярусы языка. Объединение в классы явлений одинаковой сложности, т.е. явлений одного яруса, называют классификацией инвариантов одного яруса. (Например, все фонемы - простые единицы, полученные в результате деления морфем - сложных единиц, - составляют ярус. Гласные, согласные и полугласные фонемы-подклассы внутри этого яруса фонем). Ярусы, таким образом, являются основными классами в родовидовой классификации языковых единиц. Для того, чтобы представить все элементы языка как совокупность классов-ярусов и чтобы каждый из них отделялся от другого, а все ярусы в целом составляли бы систему, надо, чтобы классы выделялись каждый по общим признакам и были связаны между собой этим общим признаком и различались необщим и. В языкознании этим признаком является признак разложимости единиц языка на элементы и комбинации из элементов, полученных в результате разложения единиц языка. Например: слово корд 'грубая прочная нить' дает звуко-буквенные элементы к, о, р, д. Из этих элементов можно снова синтезировать слово корд, но можно синтезировать и другое слово - дрок 'растение'. Единицы, принадлежащие к одному ярусу языка, должны непосредственно синтезировать единицы другого, вышележащего яруса. Непосредственность синтезирования составляет общий признак, на основании которого различаются все ярусы. Принцип анализа и синтеза, лежащий в основании классификации единиц языка на ярусы, базируется на идее: огран иченное число элементов может дать безграничное число составленных из них комплексных единиц. Совокупность ярусов языка составляет иерархию, где есть нижележащие и вышележащие ярусы. Единицы вышележащего яруса целиком составлены из единиц нижележащего. При этом общим правилом (в соответствии с принципом свободного комбинирования) является следующее: границы одного яруса должны проходить там же, где границы другого. Не должно быть такого случая, когда бы границы вышележащего яруса пересекали бы границы нижележащего, и наоборот. Следовательно, все единицы вышележащих ярусов должны полностью и без остатка делиться на единицы нижележащих ярусов. Всякая единица вышележащего яруса является не только суммой составляющих ее элементов, но и органическим целым. В качественном отношении такая единица отличается от суммы составляющих ее элементов. Эти различия, взятые в обобщенном виде, составляют особые качественные признаки ярусов. Качественные признаки позволяют определить ярусы языка как особые сущности и рассматривать их как разные классы, различающиеся на фоне общего свойства - способности разделяться на элементы и синтезироваться из них. Число ярусов языка ограничено. 1. Верхним ярусом является предложение, и это вытекает из регулярной воспроизводимости явлений языка. Как явствует из принципов различения языка и стиля, к языку относится только то общее, что соединяет разные высказывания между собой. Этим общим является предложение. В предложении, однако, существует многое, что относится к стилю. Но в каждом предложении отмечается минимальное единство признаков модальности, лица, интонации, показывающих относительную законченность мысли в высказывании. Так В.В. Виноградов обобщил языковые признаки предложения, в отличие от заключенных в нем же признаков стиля [4]. 2. Словосочетание как единица языка, по Виноградову, отличается двумя признаками: наличием грамматической формы и способностью передавать расчлененно единое понятие или образ. Все остальное относится к стилю. Словосочетание может представлять собой лексическую единицу. Но, во-первых, далеко не каждое словосочетание - лексическая единица; во-вторых, оно, как правило, относится к какому-либо функциональному стилю и строится по тем же законам, что и словосочетание, не составляющее лексической единицы. Вот почему ярус составляют словосочетания только в пределах названных признаков [3]. 3. Слово (за вычетом окказионализмов, достаточно многочисленных в текстах), как правило, представляет собой единство целого, последовательного звучания (и графического представления) и определенного, закрепленного за этим звучанием понятия и образа. 4. Морфема, за исключением весьма редких окказионализмов и окказиональных заимствований, подобно слову, представлена определенным фонетическим комплексом, с которым связывается ассоциативное значение, используемое в словообразовании и словоизменении для создания внутренней формы слова. Поэтому морфема имеет этимологическое значение [7]. В силу этого бывают морфемы - комплексы звуков, не обладающие этимологическим значением, и морфемы, содержащие этимологическое значение, но представленные отсутствием звука (или графического символа) в определенной позиции. Первые называют инфиксами или фонетическими инкриментами, а вторые - нулевыми морфемами. 5. Фонемы лишены собственного значения, но как единицы стиля звуки, объединяемые фонемами, приобретают звукоизобразительное и звукосимволическое значение, что иногда отражается в этимологии слов. Фонемы служат для различения значений слов и их форм, а также для различения словообразовательных и этимологических значений. 6. +Внеярусные явления, которые не могут быть охвачены понятием яруса. Это такие явления, как такто-слоговая организация устной речи, тональная организация речи, графико-орфографическая и художественная организация письменной речи, явления фразеологии, лексикализации словосочетаний, явления стандартных формул-предложений (вроде формул приветствия, брани и т.п.), формы словообразования и др.
Можно отметить пять признаков, которыми различаются ярусы:
Таким образом, ярусы показывают самые существенные свойства языка, а связь между ярусами через общие признаки - основы языкового механизма.
+На всякий случай: 1. Фонема (фонетика). Функции: перцептивная, сигнификативная (смыслоразличительная). Минимальная единица языка, эталонная сущность. Различие между фонемами и буквами не функциональное, а материальное. 2. Морфема (морфология). Функция: семасеологическая. (выражают понятия (корневые, неконревые – признака (ость, пере), отношений (у,ишь) 3. Лексема (лексика) – номинативная (назывательная). 5. Предложение (синтаксис) – коммуникативная. Элементы образуют единство. Свойства системы в целом не являются суммой свойств образующих ее компонентов (целое сложнее всех компонентов, вместе взятых (звук не имеет смысла, слова имеет) + каждая ступень может быть следующей). Система не состоит из 1. Взаимодействуя, системы отдельных ярусов образуют общую систему данного языка.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |