КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика выделения значимых факторов спортивной деятельности
ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ Выделяются три группы методов, применяемых для исследования мотивации спортсменов. К первой группе относятся так называемые проективные тесты. Суть их состоит в том, что индивидууму предъявляют картинки с различными жизненными ситуациями и просят рассказать, как он их понимает, и по ответам судят о его мотивах, интересах и заботах. В нашей стране были попытки внедрения проективных тестов в практику работы спортивных психологов. Однако, по нашему мнению, они не оправдали связанных с ними надежд, и в первую очередь в вопросе изучения мотивов спортивной деятельности. Когда спортсмену задаются вопросы о жизненных, но не имеющих отношения к его деятельности ситуациях, то говорить о выявлении особенностей его спортивной мотивации не приходится. Вторая группа методов, связана с различными модификациями метода анкетирования и бесед. Для примера сошлемся на опыт того же Б. Д. Кретти, разработавшего специальный опросник. Спортсмену предлагается с помощью десятибалльной шкалы оценить различные факторы, помогающие ему хорошо тренироваться. Этим же методом исследователи пользуются при выяснении мотивов выбора того или иного вида спорта. Интересные результаты можно получить в ходе анализа автобиографий, написанных спортсменами по специально разработанным планам (например, сочинение на тему: «Моя спортивная биография» .). К третьей группе методов, может быть отнесен способ опосредованной оценки силы побуждения. Данный метод успешно использует IO. Ю. Палайма (1973), определяющий силу морального мотива (чувство коллективизма) через оценку эффективности действий юных баскетболистов. Действительно, по результативности отдельных действий спортсмена и деятельности в целом можно опосредованно судить о силе его мотивов и мотивации. Однако если мы захотим глубже заглянуть в структуру мотивации спортсмена и выяснить, что же в ней является ведущим, то почувствуем недостаточность этого методического приема. Л для педагога именно эта сторона проблемы мотивации очень важна.
Когда соотнесение потребностей субъекта со своими возможностями и с особенностями конкретной деятельности дает положительный результат, тогда и формируется мотивация, направляющая индивидуум на овладение предметом данной деятельности. Следуя логике такого понимания мотивации, можно предположить, что, зная об отношении индивидуума к окружающей действительности, к объектам, факторам, явлениям, связанным с его деятельностью, можно судить о том, что же побуждает его к ней. Это теоретическое положение легло в основу разработки методики выделения значимых факторов спортивной деятельности. На основе содержательного анализа спортивного противоборства мы выделили отдельные переменные, характеризующие спортивную деятельность. Необходимо подчеркнуть, что для каждого вида спортивной специализации был выделен свой, специфический перечень факторов. Процедура тестирования сводилась к следующему. Спортсмену предлагалось разложить все факторы на десять групп по степени их субъективной значимости для достижения максимально возможного на данный момент результата. Полученные данные обрабатывались статистическими методами для определения количественных значений факторов в группе с последующим расчетом соответствующих коэффициентов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |