Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика выделения значимых факторов спортивной деятельности




ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ

Выделяются три группы методов, применяе­мых для исследования мотивации спортсменов.

К первой группе относятся так называемые проективные тесты. Суть их состоит в том, что индивидууму предъявляют картинки с различными жизненными ситуациями и просят рассказать, как он их понимает, и по ответам судят о его моти­вах, интересах и заботах.

В нашей стране были попытки внедрения проективных тес­тов в практику работы спортивных психологов. Однако, по наше­му мнению, они не оправдали связанных с ними надежд, и в пер­вую очередь в вопросе изучения мотивов спортивной деятель­ности. Когда спортсмену задаются вопросы о жизнен­ных, но не имеющих отношения к его деятельности ситуациях, то говорить о выявлении особенностей его спортивной моти­вации не приходится.

Вторая группа методов, связана с различными модификациями ме­тода анкетирования и бесед. Для примера сошлемся на опыт того же Б. Д. Кретти, разработавшего специальный опросник. Спортсмену предлагается с помощью десятибалльной шкалы оценить различные факторы, помогающие ему хорошо трени­роваться. Этим же методом исследователи пользуются при выяснении мотивов выбора того или иного вида спорта. Интерес­ные результаты можно получить в ходе анализа автобиографий, написанных спортсменами по специально разработанным пла­нам (например, сочинение на тему: «Моя спортивная биогра­фия» .).

К третьей группе методов, может быть отнесен способ опо­средованной оценки силы побуждения. Данный метод успешно использует IO. Ю. Палайма (1973), определяющий силу мораль­ного мотива (чувство коллективизма) через оценку эффектив­ности действий юных баскетболистов. Действительно, по результативности отдельных действий спортсмена и деятельности в целом можно опосредованно су­дить о силе его мотивов и мотивации. Однако если мы захотим глубже заглянуть в структуру мотивации спортсмена и выяс­нить, что же в ней является ведущим, то почувствуем недоста­точность этого методического приема. Л для педагога именно эта сторона проблемы мотивации очень важна.

 

Когда соотнесение потребностей субъекта со своими возмож­ностями и с особенностями конкретной деятельности дает поло­жительный результат, тогда и формируется мотивация, направляющая индивидуум на овла­дение предметом данной деятельности. Следуя логике такого по­нимания мотивации, можно предположить, что, зная об отно­шении индивидуума к окружающей действительности, к объ­ектам, факторам, явлениям, связанным с его деятельностью, можно судить о том, что же побуждает его к ней. Это теорети­ческое положение легло в основу разработки методики выде­ления значимых факторов спортивной деятельности.

На основе содержательного анализа спортивного противо­борства мы выделили отдельные переменные, характеризую­щие спортивную деятельность. Необходимо подчеркнуть, что для каждого вида спортивной специализации был выделен свой, специфический перечень факторов. Процедура тестирования сводилась к следующему. Спортсмену предлагалось разложить все факторы на десять групп по степени их субъективной зна­чимости для достижения максимально возможного на данный момент результата. Полученные данные обрабатывались ста­тистическими методами для определения количественных значений факторов в группе с последующим расчетом соответст­вующих коэффициентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.