Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности забывания




Характеристика процессов памяти.

Память - сохранение и последующие воспросизведение индивидом его опыта, одна из психических функций и видов умственной деятельности.

 

1. Запоминание

• произвольное (преднамеренное)

• непроизвольное

а) механиеческое и осмысленное запоминание

• механическое (зубрежка)

• осмысленная (на понимаение)

б) распределение повторения во времени

• (?)

• распределение

Способы заучивания

• целостное (материал учится целиком)

• частичное (материал делится на части и учится отдельно)

• комбинированное (из материала учить все сложное а потом уже все вместе)

 

2. Сохранение

• динамическое (в оперативную/кратковерменную память)

• статическое (?)

 

3. Узнавание

• произвольное (припоминание, цель заранее вспомнить)

• непроизвольное (происходит само собой, автоматически, основа-ассоциации)

• опосредованное (опирается на словаа, образы, чувства, ассоциации)

• непосредственное (протекает без промежуточных ассоциаций)

 

4. Забывание

Сначало забывается то, что усвоенно недавно, потом забывание распространяется на то, что усваивалось раньше (закон Рибо)

• если материал не интересен

• при утомлении

• при старении

*Лучше запоминаются начало и конец информации, а середина выпадает

1. Забывание протекает неравномерно

наибольшая потеря происходит сразу же после запоминания, а в дальнейшем происходит медленее

через час после заучивания забывается примерно 56% информации

2. Реминисценция - забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через ннекоторое время

3. Забывается быстрее то, что недостаточно понятно

4. Забывается бытсрее то, что неинтересно

5. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения

6. Ретроактивное забывание (назад действующее торможение отрицательное влияние деятельности, следующее за заучиванием)

Ретроактивное торможение выражается заметнее, если

• дейтельность следует без перерыва

• последующая деятельность сходна с предыдущей

• последуюущая деятельность сложнее предыдущей

7. Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец

8. Забывание наступает быстрее при утомлении

9. Затруднение в воспроизведении материала может усиливаться вследствии слишком сильного желания вспомнить, что вызывае торможение

10. "то, что прогает сердце, запечатляется в памяти" (Вольтер)

16) Интеллект - карты: понятие, отличительные черты, законы оформления.

До сих пор нет единого общепринятого перевода на русский язык английского "Mind map". Основные варианты такие: карта ума, умная карта, карта сознания, карта мышления, интеллектуальная карта. В переведенной на русский язык книге Тони Бьюзена, автора этой технологии, используется название интеллект-карта.

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Хотя прообразы интеллект - карт встречаются в научных трактатах, созданных столетия назад, их широкое использование началось во второй половине XX века благодаря британскому энтузиасту психологу Тони Бьюзену. Он написал 82 книги, одна из которых - "Научите себя думать" включена в перечень 1000 величайших книг тысячелетия. Тони Бьюзен систематизировал использование интеллект - карт, разработал правила и принципы их построения и сделал очень много для распространения и популяризации этой технологии. С его легкой руки интеллект - карты сейчас составляют бизнесмены, ученые, преподаватели, инженеры, дизайнеры и люди многих других профессий.

Чтобы ваши интеллект - карты получались более качественными и, следовательно, более полезными, важно понимать происхождение их структуры.

Каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе, как объект (или узел), от которого расходятся во все стороны десятки, сотни, тысячи ниточек-связей, ведущих к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям). Мозг - хранилище информации выглядит как огромная система таких объектов и связей между ними, а мышление можно себе представить, как электрический ток, бегущий по связующим ниточкам, будто по проводам, от одного объекта к другому. Мышление начинается в одном из них и может направиться в любую сторону к разным другим объектам. Мышление как бы "разбегается" от центрального объекта в разные стороны.

Моделью такого процесса (он называется радианное мышление) и является интеллект-карта. Другими словами, интеллект-карта отражает радианную структуру мышления - и в этом главный секрет ее эффективности.

Итак, мы решили нарисовать интеллект-карту. Последовательность наших действий такова:

Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (бизнес-план, отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке, план выступления, содержание статьи, повестка дня и т.д.) Обводим это понятие в рамку или в кружок.

От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.

От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

Связи между элементами интеллект - карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Рисование интеллект - карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять интеллект -карты можно по самым разным темам и поводам: для принятия решений, организации мероприятий, составлении плана, разработки проекта и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 7478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.