КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды мышления. Способы активизации мышления
Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Мышление. Единство мышления и речи. Логические формы мышления. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление – высшая форма познавательной дея – ти. Обобщенность – способность постигать общие свойства для множества объектов. Эти свойства выражаются в слове. Слово делает чел. Мышление опосредованным. (познание происходит не прямо, как в восприятии, а косвенно, через посредников) Мышление устанавливает связи и отношения между предметами, а ощущения и восприятия нет. О том, что земля круглая узнали задолго до того, как полетели в космос. !Основой мышления является речь. Какие науки изучают мышление: Психология Кибернетика Философия Физиология Логика Лингвистика и др. Психология изучает закономерности протекания мыслительного процесса Логика – соотношение между познавательными результатами
Формы мышления: 1)Понятие – отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. 2)Суждение - отражает связи между предметами и явлениями. Оно может утверждать или отрицать что-либо. 3)Умозаключение – форма мышления, при котором на основе нескольких суждений делается вывод.
Когда мы начинаем мыслить? 1.Новая цель 2.Проблема 3.Новые обстоятельства и условия дея-ти
Проблемная ситуация – конфликт между тем, что дано субъекту и тем, чего он должен достигнуть. М – искание и открытие нового. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача-цель, задания в определенных условиях. С помощью мыслит. Операций находится решение задачи.
1.Сравнение – устанавливает сходства и различия между объектами. 2.Анализ – расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики. 3.Синтез – переход от частей к целому. (противоположное анализу) 4.Абстракция (отвлечение) – выделение существующих свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных. 5.Обобщение – мыслительное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Антоном обобщения – конкретизация – переход от общего к единичному.
Виды Мышления: По форме: 1)Предметно–действенное – задачи решаются с помощью реального физического преобразования свойств объектов. До 3-х лет включительно Ребенок не ставит цели, он мыслит действуя. Этот вид мышления выражается и у взрослых. Например: в быту(мебель, техника),в работе испытателя, конструктора. 1)Наглядно-образный – опирается на представленное и образы. 4-7 лет (у многих младш. Школьников тоже бывает) Уже не так важно поторогать предмет, как наглядно представить его. (Опыты БИОЖ) Взрослые тоже пользуются этим видом мышления. (дизайнеры, писатели, творчество) 3)Абстрактно-логическое – отвлеченное, в форме обстрактных понятий. На основе 1-го и 2-го видов, у школьников к окончанию младших классов продолжают развиваться 1 и 2 вид.
По степени новизны и оригинальности: 1)Творческое (продуктивное) – создание новых идей или усовершенствование.Результат – открытие нового. 2)Воспроизводящее (репродуктивное) – применение готовых знаний и умений.
По характеру решаемых задач: 1)Теоретическое – открытие законов, свойств, объектов Пример: Ломоносов 2)Практическое – организаторские, административные, производственные задачи Пример: Петр I
Способы активации мышления: 1)Мозговой штурм 2)Метод фокальных объектов и др.
20. Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности. Виды воображения. Воображение и органические процессы.
Воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. !Воображение присуще только человеку. Отражение действительности происходит в виде ярких представлений. Мечтать – значит создавать образы. Любой предмет, сделанный руками человека – это осуществимая мечта.
Виды воображения: 1)Пассивное, как замена деятельности Делят на: 1.Преднамеренное – фантазии, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизни.(Грезы) 2.Непреднамеренное – при ослаблении сознания (полудрем, в состоянии аффекта, во сне), при патологических расстройствах сознания. 2)Активное Делят на: 1.Воссоздающее – создание образа по его описанию (чтение книг) 2.Творческое – создание новых образов (во всех видах искусства, в изобретениях, любая мечта)
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |