Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформаторство аль-Афгани и Мухаммада Абдо




АЛ-АФГАНИ, ДЖАМАЛ АД-ДИН (1839–1907), мусульманский религиозно-политический деятель. Родился ал-Афгани в 1839 в Восточном Афганистане. Его детство и юность прошли в Афганистане, традиционное религиозное образование он получил в Кабуле. Был на службе у афганских эмиров, принимая участие в их борьбе за власть. В 1869 вынужден был эмигрировать. После кратковременного пребывания в Индии, а затем в Стамбуле с 1871 жил в Каире. Проповедник либерально-реформаторских и антиколониалистских взглядов, ал-Афгани вызывал недовольство консервативного духовенства и европейских консулов и по их настоянию был выслан из Египта. Переезжая из одной страны в другую, в 1883–1886 жил в Париже, где вместе с Мухаммадом Абдо создал тайное общество «ал-Урва ал-вукса» («Наикрепчайшая связь», т.е. ислам) и выпускал газету под тем же названием, которая оказала влияние на пробуждения сознания мусульманской интеллигенции. В 1892 по приглашению турецкого султана вновь поселился в Стамбуле. Умер ал-Афгани в Стамбуле в 1907. В 1944 останки ал-Афгани были перевезены в Кабул.

Идеи ал-Афгани можно вкратце сформулировать следующим образом:

1) освобождение мусульманских стран от власти европейских колониалистов и объединение мусульман для достижения этой цели;

2) установление в мусульманских странах конституционного образа правления, ограничение власти монархов через парламентаризм.

Согласно ал-Афгани, эти идеи должны опираться на первоначальное учение Корана, подвергшееся в течение веков искажению. В том виде, в котором ислам существовал в последние столетия, он стал тормозом развития общества, науки, культуры. Поэтому необходимы преобразования внутри ислама: «Никакая реформа в мусульманских странах не может быть осуществлена, пока религиозные лидеры не попытаются реформировать свой собственный ум, пока не поймут пользы науки и культуры». Откликаясь на прочитанную в 1883 в Сорбонне лекцию Э.Ренана Ислам и наука, ал-Афгани возражал против сужения Ренаном проблемы, ограничения ее одним только исламом.

Ал-Афгани допускал, что ислам виновен в отсталости мусульманских народов. «Куда бы он ни проникал, он стремился задушить науку, в чем ему помогал деспотизм». Но ислам вряд ли отличается в этом от других религий. Причиной упадка мусульманского общества явилось скорее невежество, связанное с порчей религии, а не истинный ислам. Именно неразвитая или испорченная религия всегда была тяжелым и унижающим человечество, но неизбежным при его освобождении от варварства бременем. Борьба между научным знанием и религией (в том числе исламом) сохранится и в дальнейшем, и «именно наука как универсальное знание способна исправить религию и вывести человечество из болота обскурантизма и метаний на путь процветания и благосостояния».

 

АБДО, МУХАММАД (1849–1905), богослов и общественный деятель, представитель реформаторского движения в исламе, ученик и сподвижник Джамал ад-Дина ал-Афгани. Родился в небольшой деревне близ Даманхура (Нижний Египет) в семье зажиточного крестьянина. Начальное образование получил в родительском доме. Большое влияние на формирование религиозных взглядов Абдо оказал его дядя, суфийский шейх (суфизм широко распространен в египетских деревнях). Некоторое время Абдо вел замкнутую, аскетическую жизнь, отдалившись, следуя учению суфиев, от реальной действительности. Эта увлеченность суфизмом выразилась в его ранних трактатах (Трактат о мистическом вдохновении, 1874, посвящен изложению доктрины Ибн Араби).

Абдо привлекала нравственная сторона учения суфиев, требование нравственного самосовершенствования, обретения внутренней веры и критическое отношение к официальной догматике, внешней религиозности. Впоследствии Абдо отмечал и негативные стороны современного ему суфизма – увлечение формальной обрядностью в ущерб моральности поведения и мысли, порицание устремлений, связанных с земной жизнью, земными интересами, а также поощрение нищенства. Освободиться от увлечения мистицизмом помог ему ал-Афгани. Абдо стал выступать против характерного для суфизма культа святых, приравниваемых иногда к Богу (что противоречит учению ислама о единобожии). Резко, как мошенничество осуждал Абдо и веру суфиев в чудотворство.

В 1881–1882, занимая должность директора Департамента печати Египта, он даже запретил издание известного трактата крупнейшего средневекового суфия Ибн Араби Мекканские откровения, посчитав его вредным для широкой публики. Свою верность этому учению Абдо выразил в призыве вернуться к первоначальному, «истинному» суфизму. Уехав из деревни в Каир и окончив «ал-Азхар», общемусульманский центр традиционного образования и наук, Абдо включился в политическую жизнь столицы.

В 1883 за участие в восстании Абдо был выслан из Египта. Находясь в Париже, он вместе с ал-Афгани создал тайное общество «Наикрепчайшая связь», выпускал газету с тем же названием. В 1888 возвратился в Каир и вскоре стал главой административного совета «ал-Азхара». Ввел в программу преподавание светских дисциплин (математики, истории, географии). В 1889–1904 занимал пост главного муфтия Египта. Вся общественная деятельность Абдо в этот период была направлена на обновление ислама, реформирование мусульманского законодательства и судопроизводства. Абдо издал фетву (решение муфтия), позволяющую делать вклады в банки и получать с них процент, что ранее, согласно шариату, было запрещено как ростовщичество. Выступая за независимость Египта от Османской империи и от Запада, Абдо как политик-прагматик придерживался и идей национализма («Египет для египтян»), и идей панисламизма, воссоздания Халифата во главе с османским султаном. Сотрудничал с англичанами, за что его называли «самым большим среди египтян англофилом». Призывал учиться у Запада, овладевать новыми достижениями науки, права, государственной организации.

Критикуя закосневший, не способный к реформам современный ему ислам, Абдо в то же время прославлял ислам как высшее достижение духа. Модернизация ислама, считал Абдо, возможна только при признании незыблемости Корана как «священной опоры» мусульманского общества.

Стремление дать рационалистическую интерпретацию Корана выразилось в написании пятитомного, к сожалению, не законченного труда Комментарии к Корану, считающегося наиболее авторитетным современным «тафсиром» (комментарием), и трактата Послание о единобожии.

Абдо считал необходимым освободить людей от засилья предрассудков, открыть им истинное знание вещей. Отвергая понимание религиозной веры как только внутреннего состояния, Абдо подчеркивал ее необходимую связь с практическими действиями. «Гордость за великое прошлое должна перерасти в строительство своего настоящего и будущего». По убеждению Абдо, условиями создания независимого Египта должны были стать постепенное преобразование общества, просвещение народа, реформы в направлении парламентской демократии и обновление религии.Умер Абдо в Александрии 11 декабря 1905.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.