Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 10. Философия эпохи Просвещения




Просвещение - торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII-XVIII вв.

Просвещение - эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего расцвета во Франции, но распространилось во всей Европе. Следует продолжение классических идей рационализма и формулирование новых на основе критики картезианской метафизики. Критика религиозной идеологии с опорой на достижения науки и материалистическую концепцию.

Во Франции Просвещение в форме материализма и атеизма подготовило почву для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой философские, научные и общие социокультурные проблемы: просветить народ, научить его пользоваться возможностями разума, который освободит от предрассудков, научит критически относиться к религиозным и социальным вопросам. Эти идеи развивали: Ф.Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Ж.Д. Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеции, во Франции; Дж. Тойланд, А. Шефтсбери, Б. Майдевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.

Установкой «имей мужество пользоваться собственным умом» утверждалась вера в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда - опора на научное знание, самоценность научного разума, подчиняемого жизни – социальным преобразованиям, защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, религий, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

Реализация этих идей требовала своеобразной трактовки разума: он не дает вечных и общеобязательных истин, он - возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия.

Разум - основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Основным свойством человеческого разума являются готовность и способность искать истину.

Возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта: он контролируется опытом и потому не всемогущ. «Природа есть причина всего» (П. Гольбах), она всецело материальна и объективна. Материя - причина самой себя, состоящая из частиц. Трактовка разума основана не на философско-методологической установке, а на достижениях науки. Не может быть заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Исходные принципы зависимы от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, от них следует идти к истине. Это поднимает статус науки и образования в культуре: они учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.

Вместе с тем философы понимали несводимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек – существо разумное, и в нем не должно быть ничего неосмысленного. Социальный прогресс - в распространении знания, науки, образования. Особое внимание - просвещению правителей, обладающих реальной властью.

 

Вопрос 11. Классическая и неклассическая философия: две эпохи в развитии европейской философии.

Классическая философия – от Античности до немецкой философии.

Основные черты классической философии:

-идея разума как объективного основного начала, определяющего порядок природы и устройство человеческого мышления

-постулирует мир как целостное единство, которое можно описать с помощью универсальных схем

- характерна четкая дифференциация разделов знания

- характерен логоцентризм (последовательность, логика изложения, доказательность)

- идеал гармонии

- характерно представление о человеке, как деятельном субъекте, опирающемся на свой интеллект, свои возможности

- ориентируется на естественнонаучные знания

- человек рассматривается в гармонии с космосом, с мирозданием в целом

- вера в способность разума контролировать все доступные сферы бытия

- государственная жизнь, общество и культура мыслились как воплощение сознательной деятельности индивидов

- представление о разуме философа как привилегированной точке отсчета, помещенной над бытием, в абсолютной перспективе

Главной задачей философской рефлексии являлось освобождение внутреннего опыта человека от давления страстей и личного произвола. В познании необходимо достигнуть объективности, обнаружить необходимое и общезначимое, контролируемое разумом логико-дискурсивное содержание. Только оно может считаться истинным знанием.

Присущ:

- объективизм, независимое от человека существование мира как данности;

- субстанциализм, единство законов универсума обеспечивается наличием вечной и неизменной субстанции (Бог, материя, разум);

-созерцательность, философия мыслилась как высший род умозрения;

- видимость беспредпосылочности философского знания, философы стремились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину. Сама философия мыслилась как наука наук.

Неклассическая философия (конец XIX-XX вв.)

Основные черты неклассической философии:

1) иррационализм

2) отказ от универсальных схем описания мира

3) мир представляется как негармоничный, противоречивый, враждебный человеку

4) нельзя четко разделить философское знание, оно всегда диффузно, единый конгломерат

5) плюрализм, множественность мнений

6) человек не столько как действующее существо, сколько как страдающее

7) нельзя четко разделить объективные и субъективные моменты

8) характерно рассмотрение мира как разорванного на отдельные цивилизации

9) при рассмотрении развития общества нарастают пессимистические тенденции

Этапы:

1) критическое переосмысление задач и предмета фило­софской рефлексии. Это м арксизм, который претендовал на преодоление гегелевской философии на прин­ципах постклассического мышления, и критику философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и позднее Ф. Ницше..

2) свя­зан с весьма противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания. С одной стороны, в рамках позитивистского направления (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль) радикально отвергались принципы метафизического и спекулятивного философствования, столь харак­терные для классических систем и концепций, с другой - обнаружи­лись ориентации на сохранение и конструктивное переосмысление классического наследия. В 60-х гг. XIX в. под лозунгом "Назад к Кан­ту" оформляется неокантианство. Две основны­ми школы - марбургская (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургская (баденской) (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт). Несколько ранее под лозунгом "Назад к Гегелю" начало форми­роваться уже неогегельянство. К наиболее видным его представителям относятся Дж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд - в Англии; Р. Кронер - в Герма­нии; Б. Кроче, Дж. Джентиле - в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Иппо­лит - во Франции и др.

Стремлением сохранить верность традициям и фундаментальным принципам философской классики отмечен и ряд направлений и школ религиозной философии конца XIX - начала XX вв. В частности, это относится к неотомизму (от лат. написания имени Фомы Аквинского -Thomas). Наиболее известные его представители Ж. Маритен, Ж. Жиль-сон и др. в качестве важнейшей задачи философии обосновывали необ­ходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к социокультурным условиям XX в.

Характеризуется интенсивными поисками новых форм и парадигмальных образцов философствования, которые нередко представляли собой результаты сложных инверсий классических образцов философ­ского мышления. Это утверждение достаточно адекватно отражает специфику таких философских школ и направлений как философия жизни (В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеме, Д. Дьюи), психоанализ (3. Фрейд, К.-Г. Юнг) и др.

3) середина XX столетия. достигает свое­образной фазы конституирования и обоснования некой концептуально-тематической целостности, в рамках которой представлены несколько, относительно автономных стратегий неклассического философствова­ния. делят на 3 направления развития:

1)социально-критическое. Представлено марксизмом, неомарксизмом, постмарксизмом. Рассматриваются проблемы общества, как оно устроено, как его можно изменить

2) аналитическое. Представлено позитивизмом, неопозитивизмом, постпозитивизмом. Основная проблема – проблема науки, языка науки, истины в науке и т.д.

3) экзистенциально-феноменологическое. Представлено экзистенциализмом, феноменологией, герменевтикой. Основная проблема – проблема человеческого существования, что есть человек, смысл жизни и т.д.

Принципиальная установка на постклассические стандарты философ­ствования отличает и такие направления в философском развитии XX столетия, как философская герменевтика (Г. Гадамер, П. Рикер), струк­турализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко и др.), неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.).

В последние десятилетия XX в. в культуре современных западных обществ оформляются и заявляют о себе новые тенденции и течения. Они инициируют активные философские дискуссии и поиски новых образцов и парадигм философствования. При этом акцент переносится на такие сферы и области и сферы фило­софского знания, как социокультурный статус "философии модерна" и "постмодерна"; философия и общество: границы и возможности ком­муникативной компетенции; философское обоснование постнеклассической научной рациональности; новые образы знания и реальности в эпоху информационной революции; феминистский поворот в культуре и философии и другие.

Эти акценты в проблематике философского дискурса задают новое пространство идей и смыслов, которые призваны сформировать при­оритеты философии в культуре XXI в.,способствуя все более осязаемому вычленению четвертого этапа в развитии современной постклассической философии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.