Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 23: Сознание. Его сущность, стр-ра, функции. Диалогическая, возникает в 20в




Диалогическая, возникает в 20в. в связи с осознанием катастрофизма глобальных проблем.

Индустриально-технологическая (конец эп. Возрождения, Новое время, надо покорить природу)

Архаическая (мифологическая)

Сознание – отличительная сущностная характеристика человека, выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа, не уловимо для внешнего наблюдателя. Сознание – высшая, присущая лишь людям функция мозга, связанная с речью и заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в разумном регулировании поведения и самооценке действий человека. Модели(концепции):

1.Субстанциальная (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Лейбниц, Гегель)

Разум- наиболее значимое и универсальное свойство сознания. Проецирует его на структуру Универсума в целом. Разум -гарант единства и упорядоченности бытия..

2.Функциональная модель (Гоббс, Локк, Гартли, Гельвеций, Дидро)

Сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. Чувственный опыт -подлинное основание мышления.

3.Экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти Ж.-П. Сартр) Акцент делается на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность (т.е. соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром)

Структура сознания. Уровни:

1)занимает надсознательное или «Сверх-Я». Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, табу.

2)составляет сознательное, та часть психической деятельности, кот. непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им.

3)подсознательное, слой психической деятельности, который в данный момент не может появиться в поле сознания индивида(забытые переживания, тревоги).

4)- бессознательное –особый пласт, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания - ни в поле субъекта, ни спонтанно. Среди них есть неявные знания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни.(По Фрейду: бессознательное -центральный компонент чел. психики.) Фрейдовская схема описывает не столько сознание, сколько психику. В то же время в качестве первичной конструкции можно выделить следующие уровни сознания:

чувственно-эмоциональный, связанный с непосредственным отражением внешней действительности(когнитивная проекция)

рационально-дискурсивный, предполагающий интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом; (аксиологическая проекция)

интуитивно-волевой, акцентирующий не редуцируемый к внешним характеристикам опыт «Я», самосознания. (регулятивной проекция)

Функции:

- отражательная. Отражение - всеобщее свойство материи, способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия.

- информационная. человеческое сознание активно отражает внешний мир, т.к. имеет избирательный и опережающий характер, предполагается активное использование результатов внешних воздействий

- коммуникативная. участвует не только в адекватном отражении внешнего мира, но и в установлении разнообразных связей с ним.

- моделирующая, происходит предварительное мысленное построение разумно мотивированных действий и предвидение их последствий

- преобразовательная. Сознание участвует в активной конструктивно-творческой переделке внешнего мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.