КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 27: Структура познавательного процесса. Роль практики в познании
Вопрос26: Понятие истины в философии. Основные концепции истины. Истина – адекватное воспроизведение реальности в форме знаний. Подходы(концепции): I. Классическая (Аристотель; существовала до 19 в.) Истинными явл. Те знания, кот. соответствуют действительности. Сущность: а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания; б можно установить однозначное соответствие между действительностью и знаниями в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью; г) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания. Проблемы: · вопрос о характере познаваемой действительности и формах ее детерминации; · проблема характера соответствия знания действительности; · парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о критерии истины; · проблема логических противоречий и самореферентных высказываний в структуре классической концепции истины. В 19 в. На смену классической концепции приходят неклассические концепции: II. Прагматистская (Дьюи, Джеймс)- истины только те знания, кот. можно использовать, полезны III. Конвенционалистская (Пуанкаре,).Истинны те знания, кот. мы договорились считать истинными. IV. Когерентная (Нейрат,Карнап,Решер).Истинны те знания, кот. вписываются в уже существующую систему знаний. V. Диалектико-материалистическая (истина – процесс движения познания), в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины. 3 вида истины: 1)Объективная – не зависит не от человека, ни от человечества; 2)Относительная – хар-ся определенной степенью точности и полноты, достигнутой на данном этапе познания. 3)Абсолютная - не опровергается последующим развитием познания(например, «мир существует» или «есть рождение и смерть») Основным критерием истинности явл-ся практика. Истина всегда конкретна, т.е. не зависит от обст-в. Уровни: 1. чувственный- - отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности. Чувственный уровень основывается на 5 органах чув-в и протекает в след. формах: 1.Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта 2.Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений. 3.Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти, возникает вне прямого взаимодействия. 2. рациональный- - активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий Существует 3 формы: 1.Понятие (фиксирует наиболее значимые своства) 2.Суждение (фиксирует связь между понятиями 3.Умозаключение (форма мысли, кот. фиксирует связь между суждениями) Познавательный процесс базируется на практике (матер. целенаправленная дея-ть людей по преобразованию прир. и соц. объектов) Различают 3 вида практики: 1.Материальнопреобразовательная 2.Социальнопреобразовательная 3.Научный эксперимент Особенно значима материальная практика, которая оказывает многоаспектное воздействие на познавательные процессы, яв-ся и основой познания и критерием истинности. Функции практики: · Основа познания · Практика явл. целью познания · Критерий истинности Смысл хар-ки практики как источника познания в том, что включенные в практику процессы выбора целей и средств деятельности связаны с познавательными процессами и стимулируют их возникновение. В связи с усложнением практич. задач и ростом их масштабов, освоением новых изделий потребность в «обслуживающих» практику познавательных действиях многократно усиливается. В этом плане практика возникает как движущая сила познания. С представлением о практике как основе познания связано использование в нем продуктов материальной и предметно-практической д-ти – ср-в наблюдения и измерения, реактивов, ср-в разработки и т.д.Результаты практической деятельности(продукты потребления,+новые формы в соц. среде-здравоохранение, охрана правопорядка и т.д.)показывают, насколько практически идеальный план деятельности был эффективным. А т.к. план основан на знаниях, то в итоге результаты показывают, насколько истинными были знания, полученные ранее. Следовательно, практика служит критерием истинности результатов познания.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |