Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 27: Структура познавательного процесса. Роль практики в познании




Вопрос26: Понятие истины в философии. Основные концепции истины.

Истина – адекватное воспроизведение реальности в форме знаний.

Подходы(концепции):

I. Классическая (Аристотель; существовала до 19 в.) Истинными явл. Те знания, кот. соответствуют действительности.

Сущность:

а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;

б можно установить однозначное соответствие между действительностью и знаниями

в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;

г) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания.

Проблемы:

· вопрос о характере познаваемой действительности и формах ее детерминации;

· проблема характера соответствия знания действительности;

· парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о критерии истины;

· проблема логических противоречий и самореферентных высказываний в структуре классической концепции истины.

В 19 в. На смену классической концепции приходят неклассические концепции:

II. Прагматистская (Дьюи, Джеймс)- истины только те знания, кот. можно использовать, полезны

III. Конвенционалистская (Пуанкаре,).Истинны те знания, кот. мы договорились считать истинными.

IV. Когерентная (Нейрат,Карнап,Решер).Истинны те знания, кот. вписываются в уже существующую систему знаний.

V. Диалектико-материалистическая (истина – процесс движения познания), в которой можно выделить три основных содержательных компонента:

а) учение об объективной истине;

б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной;

в) учение о конкретности истины.

3 вида истины:

1)Объективная – не зависит не от человека, ни от человечества;

2)Относительная – хар-ся определенной степенью точности и полноты, достигнутой на данном этапе познания.

3)Абсолютная - не опровергается последующим развитием познания(например, «мир существует» или «есть рождение и смерть»)

Основным критерием истинности явл-ся практика.

Истина всегда конкретна, т.е. не зависит от обст-в.

Уровни:

1. чувственный- - отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.

Чувственный уровень основывается на 5 органах чув-в и протекает в след. формах:

1.Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта

2.Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений.

3.Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти, возникает вне прямого взаимодействия.

2. рациональный- - активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий

Существует 3 формы:

1.Понятие (фиксирует наиболее значимые своства)

2.Суждение (фиксирует связь между понятиями

3.Умозаключение (форма мысли, кот. фиксирует связь между суждениями)

Познавательный процесс базируется на практике (матер. целенаправленная дея-ть людей по преобразованию прир. и соц. объектов)

Различают 3 вида практики:

1.Материальнопреобразовательная

2.Социальнопреобразовательная

3.Научный эксперимент

Особенно значима материальная практика, которая оказывает многоаспектное воздействие на познавательные процессы, яв-ся и основой познания и критерием истинности.

Функции практики:

· Основа познания

· Практика явл. целью познания

· Критерий истинности

Смысл хар-ки практики как источника познания в том, что включенные в практику процессы выбора целей и средств деятельности связаны с познавательными процессами и стимулируют их возникновение. В связи с усложнением практич. задач и ростом их масштабов, освоением новых изделий потребность в «обслуживающих» практику познавательных действиях многократно усиливается. В этом плане практика возникает как движущая сила познания.

С представлением о практике как основе познания связано использование в нем продуктов материальной и предметно-практической д-ти – ср-в наблюдения и измерения, реактивов, ср-в разработки и т.д.Результаты практической деятельности(продукты потребления,+новые формы в соц. среде-здравоохранение, охрана правопорядка и т.д.)показывают, насколько практически идеальный план деятельности был эффективным. А т.к. план основан на знаниях, то в итоге результаты показывают, насколько истинными были знания, полученные ранее. Следовательно, практика служит критерием истинности результатов познания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.