Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 28: Специфика научного познания. Наука как предмет философского анализа




Познание - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий

Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Понимается как:

-как система знаний

-как деятельность

-социально-организованный институт

Специфические признаки научного познания:

1. необходим подготовленный субъект познания и неизученный объект

2. оперирует определенными средствами воздействия на материальный мир

3. всегда опирается на определенные методы (важнейшие- гипотезы и теории)

4. цель-открытие объективных законов

5. ориентируется на будущее

6. научное знание предметно и объективно

7.запрет на плагиат

8.специальные приборы

Критерии научности: 1) непротиворечивость; 2)доказательность; 3)системность; 4)воспроизводимость; 5)проверяемость; 6)проблемность; 7)мобильность; 8)критичность; 9) практичность

Этапы:

XVII в. появляются первые сообщества ученых, наука заявляет о своих целях, формулирует правила

конец XIX – начало XX в., оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности. Происходит соединение науки и образования. Общество осознает экономическую эффективность науки, а прогресс начинает связываться с внедрением научных знаний в производство

середина 20 в. создаются научно-производственные комплексы, используется дорогостоящее оборудование, осуществляется государственное финансирование научных проектов, возникают новые формы коммуникации между учеными. Всё отчетливее обозначается проблема социальной ответственности ученого, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым.

Наука в собственном смысле слова сформировалась не во всех цивилизациях. В восточных культурах не сложился тот тип знания, который интерпретировался как научно-теоретическое знание. В Древней Греции сформировались предпосылки для перехода к собственно науке, Но античная наука не открыла экспериментального метода. Для возникновения такого способа постижения мира необходимо было изменение мировоззренческих ориентаций, которые укоренились в европейской культуре к XVI в. XVI – XVII в.в. – период становления теоретического естествознания. С этого времени наука утверждается в культуре в качестве ценности. В ХIХ в., когда научные знания постепенно начинают внедряться в производство появляется особый слой исследований – технические науки. Становление технических и социально-гуманитарных наук наряду с уже ставшими естественнонаучными дисциплинами свидетельствовало о возникновении дисциплинарной организации науки (еще один этап в динамике науки).

Современная наука сохраняет свою дисциплинарную организацию. Функционирование современной науки также может быть рассмотрено в качестве самостоятельного этапа исторической динамики науки.

Средства исследования:

- материальные средства наблюдения и экспериментальные установки

язык науки (определенность терминов и понятий, стремление к четкости и однозначности)

Метод выступает как система регулятивных принципов, с помощью которых генерируется знание. Бывают частнонаучные и общенаучные

Субъект научного познания- специально подготовленный человек, который обязан не только освоить средства и методы соответствующей науки, но и усвоить этические правила и нормы, регулирующие научный поиск.

Знания:

-Научные

- вненаучные знания ( обыденное, религиозное, мифологическое),относится также и такое знание, которое заявляет о своих претензиях на научность, но явно не соответствует разработанным и принятым критериям научности.

Уровни:

-Эмпирический (характерна факто фиксирующая деятельность)

-Теоретический (сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков)

Проблема разграничения науки и вненаучного знания предстает как проблема демаркации (О. Конт)

Важнейшие методы научного познания:

1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

2)Метод моделирования и принцип системности.

3)Эксперимент и наблюдение.

Социальные функции науки:

1) культурно-мировоззренческие,

2 непосредственной производительной силы

4) социальной силы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.