КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизнь и смерть как объекты научного и философского анализа. Проблема смысла жизни
Современная философия о сущности человека Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.
В основе исторического бытия и развития человека лежит трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общественного производства. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. Человек – и субъект и объект общественных отношений.
В Средние века сущность человека виделась в его душе, обращенной к Богу. В эпоху Нового времени Б.Паскаль определял человека как «мыслящий тростник», философы-просветители 18 века усматривали сущность человека в его разуме, Фейербах указывал на религию, в основе которой видел любовь; К.Маркс определял человека как социальное существо – продукт общественного развития.
Исторический подход. Опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры. Теория эволюции Дарвина.
Культурологический подход. Объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов.
Философская антропология – разработка проблемы сущности человека М.Шеллер, А.Гелен, Г.Плесснер и т.д.
М.Шеллер. Сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностная особенность человека связывается с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном мире. Всякий дух обязательно носит личностный характер.
А.Гелен «Человек – есть существо, открытое миру». Эта открытость определяется его биологической неприспособленностью. Главный принцип существования человека – принцип освобождения от бремени. Результат преодоления бремени – становление человека как культурного существа. Культура – вторая сущность человека(первая – природа).
Г.Плесснер Человек должен сам себя сделать тем, что он есть. Человек растворяется в мире, но и обладает по отношении к нему дистанцией. Человек самовыражается. Человек лишен равновесия в бытии. Человек постоянно ищет устойчивое бытие. Л.Фейербах. Бог и сущность – природа, в которой человек часть. Бог – родовая сущность всех людей в истории. Бог – собственная сущность человека.
С т. зр. философии жизнь — активная форма существования материи.
С т. зр. науки жизнь -совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и деление клетки. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к трем основным. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком); согласно второму подходу, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. И, наконец, третий подход — определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь не возможна. Жизнь можно определить, как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение специфической структуры. Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти.
С т. зр. науки смерть — прекращение, остановка жизнедеятельности организма. У человека момент биологической смерти – гибель клеток головного мозга.
С т. зр. философии смерть нельзя рассматривать как противоположность жизни. Смерть — это не отсутствие жизни, а её окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» написал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения.» и далее «Жить значит умирать». Совершенно иной взгляд на смерть имел философ Артур Шопенгауэр, который создал теорию палингенезии, представляющую собой философскую альтернативу религиозной реинкарнации. С другой стороны некоторые философии и религии рассматривают смерть не как противоположность рождению, а как неотъемлемую часть воскрешения.
?Какой должна быть смерть?
Не во всех культурах жизнь являлась ценностью. С А.Августина жизнь имеет ценность только для христиан. В 18 веке Дж. Локк формирует идеал, что у людей есть права на жизнь, свободу собственность. В 20 веке – ценность жизни человека, растений, животных(экологическое право)
?Имеет ли человек право на смерть?
Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Аристотель – смысл жизни – счастье(эвдемония), которое состоит в осуществлении сущности человека. Эпикур – удовольствие(гедонизм). Киники – добродетель. Довольствоваться малым, избегать зла. Стоики – нравственность. Шопенгауэр – смерть. Экзистенциализм – раз мы должны умереть, наша жизнь не имеет смысла. Ницше – смысл жизни в подготовке Земли к появлению сверхчеловека. «Человек – это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком». Позитивизм – вещи в жизни могут иметь смысл, но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. Прагматизм – смыслом жизни являются те цели, которые заставят ценить жизнь.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ смысл жизни (учение о бытии, как таковом) – вопрос о соотношении материи и сознания. 1.Материализм М(первичный) - С(вторичный) Сознание отражает материю, есть результат материализм. 2.Идеализм С(первичный) – М(вторичный) Платон, Гегель; «Линия Платона»
Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, несомненная реальностью признает только мысли субъективные, все остальное существует лишь в сознании человека. Солипсизм: без субъекта нет объекта.
Дуализм (Рене Декарт): М и С существуют параллельно, независимо друг от друга. Соединение отдельных положений материализма и идеализма, называют эклектика.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ смысл жизни (гносеология - теория познания) – вопрос о том познаваем ли мир. ДА (материалисты, часть объективных и субъективных идеалистов): Субъективный идеализм: познавать мир, значит познать комплекс человеческих ощущений. Объективный идеализм: познавать мир, значит познать абсолютную идею.
НЕТ: агностицизм (Юнг, Кант)
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |