Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты процесса познания. Основные положения теории истины




Чувственный Рациональный

- ощущение - понятие

- восприятие - суждение

- представление - умозаключение

(сенсуализм) (рационализм)

 

 

Первая ступень – чувственное познание основано на 3 познавательных формах, ощущении, восприятии и представлении. Ощущение – это способность фиксировать отдельные свойства, качества окружающего мира. Наша психика устроена так, что в обычных ситуациях мы очень редко фиксируем одно ощущение, мы фиксируем комплекс ощущений. Восприятие – это фиксация комплексов ощущений. Представление – это способность человека по памяти воспроизводить воспринятое ранее. Воспроизводить без непосредственного чувственного контакта. Творческая способность развивается в раннем детстве. Особенность в том что оно яркое, эмоционально насыщенное, но у него есть недостаток, оно субъективное.

Вторая ступень - рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение. Оно построено на абстрактном мышлении (отвлечённое) от не существенного. Благодаря им, человек может фиксировать главное, существенное, отбрасывать то, что не нужно в данный момент. Недостаток в том, что оно может быть спекулятивным, может полностью отрываться от реальности. Мышление может давать сущность, а может вводить в заблуждение.

 

Третья ступень - практика играет в процессе познания особую роль. С одной стороны, это важнейший критерий истинности теоретического мышления. С другой стороны, практика это важнейший стимул познавательной деятельности, это то что заставляет человека познавать. Наконец, знания, которые получены, рано или поздно применяются на практике, это конечная цель познания.

 

На самом деле чувственные познания и рациональные познания отделяются чисто условно, на самом деле они переплетены. Органы чувств можно тренировать по рациональным методикам. С другой стороны, эмоциональное состояние влияет на возможности рационального мышления. Примеры синтеза: людям кажется, что они имеют дело только с собственным чувственным опытом, их ум обобщает результаты только то что с ними случилось. На самом деле человек сравнивает опыт свой с опытом других. В самом чувственном опыте существует некая абстракция.

 

Вывод: процесс познания представляет собой противоречивое единство чувственного и рационального, теории и практики. В процессе познания уметь разрешать возникающие здесь противоречия, затруднения между чувственным и рациональным.

 

Результатом процесса познания является новое знание о мире.

Структура знания неоднородна: 1)ложь, 2)дезинформация, 3) заблуждение, 4) истина.

Ложь – это умышленное искажение истины. Мотивы лжи сугубо социальны. Главный мотив лжи - страх. Исследование мотива лжи - это предмет, который надо разрабатывать в каждой науки. Ложь - это не всегда абсолютное извращение истины, это частичное искажение истины. Чаще всего мы имеем дело с полуправдой. Установить границу очень сложно. Именно это и должна делать каждая наука. Форма лжи: замалчивание информации и дозирование информации.

 

Дезинформация – это неумышленное представление истинного знания как ложного, а ложного как истинного. Умысла в дезинформации нет, это значит, что источник сам не подозревает что им пользуется и верит в то, что говорит, и организатор всегда выбирает такого источника, в которого все верят. Дезинформация проще лжи, потому что это изменение оценки. Почему она опаснее? Потому что это всегда манипуляция людьми.

 

Заблуждение – это не умышленное искажение истины. Это искажение, которое может вызываться стечением обстоятельств, объективной причиной, болезненным состоянием.

 

Истина – это особое состояние знаний, причём такое состояние, при котором содержание знаний соответствует действительности. Минус определения, его размытость понятия действительности; слово соответствие также размыто. Каковы критерии соответствия?

Можем ли мы обладать истиной? По каким критериям мы узнаём, что перед нами истина.

 

Есть разные концепции истины. Когерентная (формально-логическое доказательство) концепция, корреспондентная (истина то, что переводимо на язык опыта, наблюдения и эксперимента) концепция, прагматическая (истина это то, что полезно) концепция, марксистская (истина то, что подтверждается практикой) концепция, конвенциональная (истина то, в отношении чего согласны все члены сообщества) концепция.

 

 

Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.

Критерии истины:

  1. чувственный – знания проверяются опытным путем
  2. логический – знания можно получить от очевидных, принимаемых всеми положений
  3. практический – общественная практика

 

Аспекты истины:

  1. объективность – содержание полученных знаний является характеристикой объекта; истина не зависит от субъекта познания
  2. субъективность – истина зависит от воли субъекта
  3. относительность – человеческие знания не обладают полнотой, а потому остается необходимость дальнейшего познания и поиска истины
  4. абсолютность – то, что не подлежит пересмотру

 

Агностицизм – учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания окружающего мира.

 

Заблуждение – знание, не соответствующее действительности.

  • Ошибка – непреднамеренное заблуждение
  • Ложь – сознательное искажение действительности с целью введения кого-либо в заблуждение
  • Иллюзия – заблуждение, не зависящее от качеств субъекта



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.