Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы процесса познания. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании




Знание и его критерии

 

Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Знание в широком смысле – субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

Знание в узком смысле – обладание проверенной информацией, позволяющей решать поставленную задачу.

 

Каждой форме общественного сознания соответствуют специфические формы знания.

 

Виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое, интуитивное, религиозное и т.д.

 

Отличительные характеристики знания.

  • Быть подтверждаемым
  • Быть истинным
  • Быть заслуживающим доверия

 

 

Информация – это поток сигналов, который направляется от одного субъекта к другому. В процессе передачи информации часть информации теряется, другая часть передаётся в искажённом знании, следующая в относительно неискажённом виде.

 

Знание – это часть информационного потока, которая усвоена и переработана субъектом получателем. Что значит усвоена и переработана? Это значит, что информация превратилась во внутреннее убеждение, во-вторых, важным критерием переработки информации является то, что оно воспринимается психологически как правдивое, трансформировалось в веру, в-третьих, полученная информация превратилась в действия, в умения. А как проверить, насколько хорошо переработана информация?

 

Любой поток имеет три характеристики: синтаксическая, семантическая, прагматическая. Это проекция критерий информации.

 

Любое знание это всегда определённая последовательность знаний. Она выражается либо в последовательности слов, либо в последовательности слов произнесённых. Он означает, что мы должны уметь сокращённо записать информацию, а затем по записанному уметь пересказать смысл всей информации. Синтаксический критерий позволяет развернуть и свернуть цепочку знаков, в которых вписана информация. Также главное уметь озвучить конспект.

 

Семантический критерий. Семантика это наука о значении знаков. Любой поток надо уметь декодировать, надо понять, что скрывается за каждым знаком. Это знание профессиональной терминологии, которая существует в каждой науке. Минимум это знание терминологии, максимум это умение интерпретировать текст.

 

Прагматический критерий – это полезность информации, знаний. Знать это значит уметь сделать своими руками.

 

 

Познание – отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Знание – верное отражение действительности в мышлении субъекта; проверенный практикой результат познания.

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности. Философская теория познания опирается на специальное научное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и т. д. В философии сложились две точки зрения не процесс познания — гностицизм и агностицизм. По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант — согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает саму себя. Идеалисты утверждают, что познание — самостоятельная деятельность идеального разума.

 

Познание представляет собой процесс, в котором взаимодействуют две стороны: субьект и объект познания.
Субъект познания — это человек, который обладает познавательными возможностями и занимающийся познавательной деятельностью. Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Она направлена как на внешний, так и на внутренний мир человека.

 

Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

 

Уровни познания:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.