Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие метода и методологии. Характеристика философских методов




Классические и неклассические концепции истины в философии. Абсолютное и относительное в истине. Формы и критерии истины.

Истина – гносеологическая категория. Классич. версия: Истина определяется через категорию соответствия знания объекту. Истина – знание, соответствующее объекту, объективное по содержанию, проверенное на практике; –субъективный образ объективного мира. Степень соответствия определяется через изоморфизм (более точное отображение объекта) и гомоморфизм (менее точное отображение объекта). Истина – единство объективного и субъективного. Форма истины субъективна, а содержание – объективно. Субъективность предполагает рассматривать мир через проекты, образы, где есть моменты фантазирования, отлета от действительности. Истина – процесс развития знания. Есть бесконечное приближение субъекта к объекту. В этом процессе приближения есть 2а вида истины: а) абсолютная, кот. более полно и точно отражает мир и б) относительная, кот. менее полно и точно отражает мир. Со временем относительная истина станет абсолютной и наоборот. Релятивизм – наши знания относительны; догматизм – наши знания –абсолютны. Абстрактной истины нет, она всегда конкретна.

Неклассич. версия: 1) концептуальная(истина в значит. мере как результат соглашения); 2) прагматизм(истина-результат полезности); 3)когерентная(истина-результат,связанный с непротиворечивостью знания).

Формы истины: 1)предметная(биологическая, историч.);2)экцистенциальная;3)операциональная(истина о методах познания);4)концептуальная(выражает убеждения человека);5) в зависимости от видов знания;6)историч. и логич.

Истина практически нагружена, т.е. практика – чувственно-материальная деятельность по преобразованию мира в целях удовлетворения потребностей человека. 3и вида практики: 1) способ производства материальных благ (гл), 2) управленческая практика, 3) научный эксперимент. Практика – критерий истинности знаний. Практика не может полностью (раз и навсегда) никогда либо подтвердить, либо опровергнуть любое утверждение. Практика является одновременно абсолютным и относительным критерием истинности знания. Др. объективного критерия, кроме практики, нет. В то же время изменяется практика, => она подтверждает наши знания с определенной степенью полноты и точности в целом как знание относительное. Поскольку в любом относительном знании есть момент абсолютного, то и практика в каждый момент подтверждает наши знания одновременно как относительные и как абсолютные. Критерии знания: простота, логичность, системность, эвристичность(красота).

 

Метод –система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности. Эмпирич.: наблюдения, описания, сравнения, эксперимент. Теоретич.: аналогия, моделирование, формализация, идеализация. Существуют методы, использующиеся на эмпирич. и теоретич. уровнях: анализ и синтез, индукция и дедукция, историч. и логич. методы. Есть методы исследования, использующиеся на эмпирич. и теоретич. уровнях: анализ и синтез, индукция и дедукция, историч. и логич. методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Есть методы частно-научные, общенаучные, философские. Последние 2а м. объединить и назвать универсальными. Методология –учение о том, как и чем познавать мир; – учение о методах познания и преобразования действительности. Структурный метод основывается на выявлении значения структуры как совокупности отношений инвариантных при изменении предмета. Системный метод заключается в исследовании целостности объекта и механизмов, кт обеспечивают эту целостность. Системный метод (система – совокупность элементов, взаимодействующих таким образом, что в результате образуется целостность) предполагает: целостность –качество объекта, кт нельзя свести ни к части, ни к сумме частей, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность компонентов системы; множественность описательных систем.

Философские методы:

1)Диалектика – вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей.

2)Метафизика – противоположный диалектике, при кот. Объекты рассматриваются: обособленно, статично, однозначно.

а)Эклектика – произвольное соединение разрозненных, не имеющих, единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.(в основу сущности предмета берет несколько признаков)

б)Софистика – выведение из ложных, но искусно и некорректно подданных как истинные посылок(суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.(только один прзнак)

3)Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер.

4)Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования текстов, как метод интерпретации предполагает понимание, вживание, сопереживание, истолкование отдельных явлений в качестве моментов целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.