КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема смысла и направленности исторического процесса
Основные сферы бытия общества 1)экономическая сфера(производство со всеми его циклами, распределение, обмен и потребление, производительные силы и производственные отношения, рынок) Экономические функции гос-ва: регулирование денежных масс, невмешательство в рыночную экономику.. 2)политико-правовая сфера(организации, учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопросов о власти) Политика- отношения гос-в, общественных организаций, классов по поводу власти Центр. Момент политики- государство,.политические отношения массовы. Признаки государства: наличие власти, границ, налогообложение формы государства: государственное устройство, политический режим, форма правления 3)социальная(исторически сложившаяся система связей отношений между различными видами общноси людей)раса, пол, поколение(ест-ист группы),род,племя, народность, нация (этно-истор), народонаселение(соц-демограф), принадлежность людей к одному типу населения (соц-пространств), Соц-классовая:1)классовый.большие группы людей, отлич друг от друга по месту сложившейся системе производства\по отношению к среде производства\роль\доход.2)стратефикационный. страта- группа людей,объединенных общим соц-эконом статусом, уровнем культуры и образования, политической ориентацией, бытом и досугом.(мобильны) 4) духовная сфера(духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности. ядро- общественное сознание(производная о деятельности человека и включающая чувства, идеи, настроения, образы, отражающие разнообразие бытия) Уровни общественного сознания: 1)обыденное и теоретическое 2)общественная психология и идеология Мораль- форма общественного сознания, исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность оценок в которой находят выражения общепринятые ценности и смыслы, а также способы различения добра и зла. Совесть- субъективное переживание человека по поводу соответствия или несоответствия поведения
1)формационный подход.Маркс. Общественно-экономическая форма общества, стоящая на определенном этапе развития определяет способ производства материальных благ,которые имеют базис(экономические отношения) и надстройку (идеи,взгляды, духовная жизнь общесттва) Выводы Маркса: развитие общества- ест-ист процесс смены общ-экон формаций;общ-экон формации предполагали действие закона: соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил 2)Цивилизационный подход. Тойнби Циилизация-устойчивая общность людей,объединенных духовными традициями, общественной жизнью, географическими условиями, историческими рамками. Тойнби считает, что было много цивилизаций, но они не связны,т.к. цивилизация существует и умирает. в обществе если избранное меньшинство и массовое большинство.
27культура и цивилизация Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в. С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:
Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную. Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах.. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.
28.ценности Аксиология Античность и средние века: ценность-бытие Средние века: религиозный характер Эпоха возрождения: ценности гуманизма Новое время6 предметы и явления как ценности Кант: Ц- требования, обращенные к воле, цели человека. Гегель: Ц экономические и духовные Совр. Литература: Ц- предмет, имеющий какую-либо пользу, способный удовлетворять потребности человека; идеал; норма Обобщая, ц- понятие. Указывающее на культурное, общественное и личностное значение явлений или фактов
1.предметные(оцениваются с точки зрения бобра и зла, истины и лжи: материальные и духовные ценности людей) 2.субъективные (нормы, критерии, ориентиры) Факторы, оказывающие влияние: биологические, социальные, психологические и другие ЦО- феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, составляющий систему отношений к миру, социуму, себе, придающий смысл и направление принципам и поведению. Обусловлены нахождение в определенной социальной группе, образованием, уровнем культуры и т.д.
29.техника Т- общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и созданных человеко; способ изготовления чего-либо Цель: преобразование природы и мира человека в соотвествии с нуждами. Техника- не цель, а средство Различная техника позволяет повысить эффективность и производительность, рационально использовать ресурсы, снизить вероятность ошибки. Основные показатели: производительность, надежность, экономичность, долговечность Этапы развития: Техника — это судьба человека, сопровождающая его с момента пробуждения сознания. Первоначально в эпоху каменного века техника была орудием убийства и обработки: копье, бумеранг, каменный топор, игла, шило. В эпоху неолитической революции появляется агротехника, транспорт и гидротехнические сооружения, а также простейшие механические приспособления: рычаг, клин, ворот, блок, колесо. Если взять её современное состояние, то можно обозначить следующие основные этапы её становления:
За последние столетия техника оказала решающее воздействие на социально-экономический строй человеческого общества. Именно машинное производство вызвало переход от феодального общества к современному капитализму, а развитие бытовой и потребительской техники создало современную западную цивилизацию. Прогресс в военной технике, особенно в сфере средств массового уничтожения, радикально изменил способы ведения войн, сделав невозможными крупномасштабные столкновения ведущих мировых государств. А в настоящее время полным ходом идёт также разработка и т. н. «несмертельных» видов оружия, широкое применение которых может заметно изменить стратегию и тактику будущих войн. Если рассматривать развитие техники с положительной стороны, то в последние годы развитие новых отраслей и направлений требует колоссальных капитальных и интеллектуальных затрат. Это приводит к широкому международному сотрудничеству, например, в области космоса, фундаментальных физических исследований, энергетике. Согласно техническому детерминизму техника и научнообоснованные знания представляют собой решщающий фактор, обуславливающий все сферы социально- общественной жизни.тех. эвдемоизм(тезхника-божество) и тех. Аларизм(техника-негатив) Альтернатива- исторический материализм: техника- производная сила, человек-главный
30. Основные черты древнеиндийской философии. Буддизм. Черты: 1) самобытность,без вмншательства других культур 2) традиционность 3) устремление к внутреннему самоуглублению,самосовершенствованию 4) отношение к философии как к образу жизни 5) большое внимание уделено трансцендентному (божественному,не поддающемуся познанию) 6) истоки неисчерпаемой мудрости видятся в далеком прошлом,кот воспринимается более мифологически,чем исторически 7) наиболее ценный способ передачи мудрости- устный,от учителя ученику 8) религиозно-философская деятельноть считается занятием людей высшего,жреческого сословия- брахманов. обращ философа близок к святому,слобо индивидуализирован Сущ 3 периода:
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |