Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иррационализм как нетрадиционный тип философствования в середине 19в. ( С.Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)




Иррационализм – одно из направлений неклассической идеалистической философии 19в.

Факторы:

1. процесс урбанизации(появляется индивид с его заявками).

2. иррационализм – реакция на рационализм

3. антропологизация а)вместо бытия рассматривается категория жизнь б)субъект и объект слиты в) ценностный подход к обществу. Кьеркегор (1813-1855) Главное индивидуальность, не онтология и не гносеология, а особенности существования человека. В отличие от животных существование человека трагично, страх, трепет,надежда, отчаяние, решимость, мужество. Темы: Бог, Вера, Индивидуальность.Сущность существования человека – отчаяние.

3 стадии человеческого существования:

1.) эстетическая. Отчаяние – слабость. Человек обнаруживает ничтожность своего я. Человек начинает подражать сильным мира сего. Человек эстет.

2.) этическая. Отчаяние – мужество. Хаар-ся: рост самосознания, упорства, трудолюбия. На этой стадии человека пораждает грех гордыни.

3.) религиозное. Между Богом и чел. существует связь. Жизнь без нее не является истиной. Нужно реализовать собственную индивидуальность, осознать одиночество и слабость перед Богом.

Артур Шопенгауэр (1788-186 0) работа «Мир как воля и представление».

Положения: 1. все что существует, и то что называем миром, поддерживается нашей волей к жизни, т.е. только для субъекта есть все, что есть; без субъекта нет ничего.2.наша воля к жизни есть ничто иное как проявление мировой воли жизни. Злая воля жизни – мировое зло. Мировая воля к жизни имеет след. формы: а) неживая природа б) органическая природа в)тема человека. Существование человека – страдание. Жизнь одна. Согласно Шопенгауэру избежать страдание можно аскезой. Мировая воля через понимание человека(мира) должна осознать бессмысленность жизни и бросить всю свою мощь на собственную нейтрализацию.

Ф. Ницше (1844-1900) Ранние работы философа принадлежат проблемам культуры – первый творческий этап. Второй – «переоценка всех ценностей»(создает свое философское иррациональное учение о воле). Третий этап – совпадает с формированием философской концепции, главная идея которой становится «Воля к власти». Объекты его внимания – общество.

Идеи: 1. Воля к власти. 2. Сверх человек 3. возвращение 4. становление. Воля к власти приобретает множество оттенков. Хорошо то, что укрепляет сознание, желание и сама власть. Плохо то, что вытекает из слабости. Познание не хорошо, тк отвлекает от воли к власти. Нужно возродить мораль аристократов. Задача морали заключается в переоценке ценностей. настоящая мораль: 1) безусловная ценность в жизни 2) природное неравенство людей есть и будет 3) сильный человек вне норм морали. Сверх человек. Белая бестия с голубыми глазами. В отношении к другим чуть лучше необузданных зверей. Возвращение. Регулятивный принцип бытия и познания. Количество сил и комбинаций ограничено, а время бесконечно. Миг и вечность одно и тоже. Становление – процесс идущий в никуда. Метод познания – я.

 

 

52.Экзистенциализм: проблемы, представители.

Ф. экзистенциализма (существования). Экзистенциализм – иррациональная философия, предметом рассмотрения которой является не объективная реальность а внутренний мир человека. Э. появляется в перерыве между 2я мировыми войнами, – одна из ведущих Ф. Софисты и сократы: Предтеча, Кьеркегор, Сюрен, родоначальник Мартин Хайдеггер «Бытие и время», Карл Ясперс «Психология мировоззрения», Ж.-П.Сартр, А.Камю, Ф.М.Достоевский, Л.Шестов, Н.Бердяев. Соц. база – интеллигенция, в частности художественная.

Причины Э.: 1) ситуация страха и смятения в обществе;

2) экономические и политические изменения. Экономическая реакция на общий соц. фон, атмосфере страха перед прошлым и будущим;

3) протест против стандартизации и бюрократизации общества;

4) гносеологическая причина: абсолютизация различий в понимании человека между человеком и наукой.

Особенности Э.: ведущая тема –человек, кт рассматривается через систему конфликтной жизни, через противоречие индивидуального и социального, через систему отчуждения личности и общества; человек рассматривается через бытие и познание, через сущность и существование. «Все, что нас окружает, сначала сущность, а потом существование».

Человек – особый разговор: рационализировать сущность человека нельзя, сущность = существованию (экзистенция), того, чем я являюсь для себя. Основные точки моего существования: вина, боль, любовь, лень, отчаяние и др. У человека экзистенция субъективна. В Э. сначала существование, потом сущность. Э. сделала переворот, продолжая Сократа: бытие есть человек, существование.

Хайдеггер вводит след. категорию: существование – это «тут-существование».Существование конечное, открытое, неповторимое и границей существования является смерть человека. С темой бытия человека связана тема смерти: «жизнь –дорога к смерти». Смысл жизни (Камю): существовать –значит бунтовать. Бунт –новое мировоззрение, согласно кт человек понимает, что нет ничего более величественного, чем борьба интеллекта с многократно превышающей реальностью. Учение о пограничной ситуации Ясперса, смысл кт заключается в том, что стирается грань между объектом и субъектом, человек дает оценку жизни, где гл. моментом является осознание своей конечности. Тема свободы: человек рождается изначально свободным. Речь идет о психологической свободе мыслей. Такая свобода не имеет связи с реальным миром. Сильная сторона – цель деятельности, средства выбирает человек. Соц.-политический смысл учения о свободе: тоска по диктатуре, кт взяла бы на себя ответственность за поведение человечества. Тема страха: самый глубокий –врожденный; страх –источник мудрости. Страх избавляет человека от лишней самоуверенности, которая ему вредит Категория вины: «я виноват не потому, что провинился; я провинился, потому что изначально виновен» - идея первородного греха.. Гносеология: 2а типа мыслителя: абстрактный и экзистирующий (истина – мое мышление. Истина и человек связаны. Истина – убеждение).

Экзистенциолизм делится на религиозный и секулярный. И в том и в другом признается Бог. В религиозном Бог влияет на судьбу, а в в секулярном нет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.