КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пьер Шарден (1881-1981)
Проблеме появления человека и его места во Вселенной посвятил свою работу П. Тейяр де Шарден. Стремясь, как и многие неотомисты к установлению союза религии и науки, Тейяр де Шарден представил человека как запланированный результат космической эволюции. Признавая наличие высшего духовного начала во Вселенной, Тейяр использовал для его разъяснения понятие энергии. Энергия выступает у него по отношению к материи в качестве активной движущей силы, представляя собой явление духовного порядка. На основе предложенного им «закона сложности сознания» Тейяр выводит постоянное увеличение концентрации психического в космосе и появление все более высокоорганизованных форм: «преджизни» (литосфера), «жизни» (биосфера), «мысли» (ноосферы) и «сверхжизни» (точка Омега). Из точки Омега, как из места пребывания коллективного разума, регулируется вся эволюция. Человек, возникая на стадии «мысли» как «ось и вершина эволюции» активно включен в общий процесс совершенствования мира. «Космическая функция Омеги состоит в том, чтобы положить начало единодушию мыслящих частиц мира и поддерживать его своим влиянием» (65. С. 212). Стадия «сверхжизни» означает объединение всех душ людей в высшем разуме в то время, когда заканчивается человеческая история. Идея ангропоцентризма Тейяра проявилась в так называемых двух версиях антропного принципа. С точки зрения так называемой слабой версии, место появления человека в космосе связано с условиями положения Солнечной системы в Галактике. Солнечная туманность, по этой версии, в результате взрывов сверхновых звезд дважды подвергалась воздействию радиоактивных ударных волн, а затем с образовавшимися молодыми планетами вошла в относительно спокойное на протяжении миллиардов лет пространство, где и смогла появиться жизнь. По сильной версии антропного принципа, само возникновение Вселенной произошло в большей степени благодаря человеку который придает Вселенной осязаемость, т.е. реальность, своим наблюдением ее. Речь здесь идет о совокупных усилиях всех наблюдателей в прошлом, настоящем и будущем. Вселенная и развивается, сохраняя неисчерпаемость якобы благодаря своей воле, которая олицетворяется в человеке. Смысл Вселенной при этом заложен в качестве кода, содержащего всю информацию о направленности и содержании эволюции.
56. Особенности развития русской философии, её периодизация. Русская философия – одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. Проблемы генезиса русской философии: 1)появилась в 9в. с принятием христианства. 2) появилась в 30-40гг 19в. Представители: Н.Бердяев, А.Лосев, Н.Лосский и др. Изоляция от запада. До 19в философией занимались митрополит Могила, епископ Протопович,Сковорода, Радищев. Генезис связывают с философией Киреевского и Хомякова. Характеристики: а) непонятийное, несистемное б) принцип цельного знания. Знание – результат чувственного, рационального начала. Истина - не гносеологическое, а нравственное понятие в) религиозный характер русской философии. Главная задача-осмыслить православие как универсальное мировоззрение г) соборность русской философии. Сочетание единства и свободы многих лиц на основе признания религиозных абсолютных ценностей д) телеологичность истории. Вся история – путь к царству Бога. 3) западничество. П.Чаадаев, Н.Станкевич, В.Белинский. В России не было профессиональных разделов философии. Рус. Фил. – неудачный образец подражания западной философии. Славянофильство отражало русское сознание. Генезис славянофильства связан с Киреевским и Хомяковым. Киреевский отмечает, что для русского народа характерно: 1. не основано на римском праве 2.главное – православие, нетронутость народной веры. 3. Российские университеты – монастыри, а духовные учителя рассматривали истину и стремление к ней через гармонию разума, чувств и воли. Хомяков анализирует католицизм. Характерно: -)отношение между церковью и человеком, между Богом и человеком.-) власть духовенства, пап. Протестантизм. Церковь – собрание добрых людей, которые ищут истину и едва ли надеются ее найти. Вост. Церковь имеет 2 начала: соборность и общенародность. Истинная церковь – единое целое, кот не подчиняется ни власти, ли личности, ни большинству. Познание – принцип цельного знания, принцип цельной реальности. В основе мира - сила как вечное беспокойство.
57. Русская философия конца ХIX – начала XX вв.: особенности. Философия всеединства В. Соловьева. 1) Рус. Ф. появилась в ХI в. с появлением Рус. государства. Ф. –это мировоззрение => явление культуры Ф. делится на материализм (прогрессивная форма – результат) и идеализм (избытки соц. самосознания). 2) Ф. появляется в ХIX в., имеет свои отличительные признаки. Н.Бердяев «Русская идея», А. Лосев «Рус. Ф.», Н. Лосский «История рус. Ф.». В 1ой половине ХIX в. идет четкое становление рус. Ф., освобождение от немецкого влияния –борьба славянофилов (А.Хомяков, И.Кириевский, братья Аксаковы, Ю.Самарин) и западников (П.Чаадаев, Н.Станкевич, В.Белинский). Славянофилов волновала судьба России, они делали акцент на неповторимость рус. жизни, рус. мышления. Россия, по их мнению, д. выполнить миссию оздоровления Запада и Востока идеями христианства. Западники критиковали недостатки, говоря, что Россия д. учиться у Запада. Во 2ой половина ХIX в. в рус. Ф. появляются направления: материализм, идеализм, позитивизм, персонализм, неокантизм. Расцвет рус. Ф. –ХХ в. 1. Ф. –несистемная, непонятийная, нет строгих философских категорий. 2. Ф. характеризуется цельностью знания. Сущность: процесс познания: истина – результат объединенных условий Ф., религии, науки, эмпиризма, рационализма и др. компонентов. 3. Духовность понимается как результат праведной жизни; – характеристика человека. 4. Ф. ХIX-н. ХХ вв. очень актуальна и религиозна. 5. Идея соборности: принцип единства 1го и многого. 2а варианта понимания: а) соборность характеризует только религиозную жизнь, б) соборность характеризует и религиозную, и светскую жизнь. Телеологичность истории. 3) Ф. появилась только с появлением философской системы Соловьева. Характеристика Ф. в целом: 1. Для России 2а полюса: эмпиризм, антропологический материализм и мистицизм, религиозная Ф. 2. Ориентация рус. Ф. на решение соц. проблем (поиск смысла человеческого существования через единство). 3. Рус. Ф. выдерживает традиции Ф. жизни: единство субъекта и объекта, интуиция, мистический характер, символы, образы. 4. Журналистика, публицистика – жанры ф. Заинтересованность рус. Ф.: народ, тема народа; велика связь с художественной литературой. 5. Картина мира включает религиозный и нравственно-эстетический компоненты. 6. Антропологическая ориентация рус. Ф. Сущность человеческой личности – духовность, цельность знаний. 7. В основе принципа цельности «мы-Ф.» (– это единство человека, общества, природы и космоса). Представитель Н.Федоров. Для того, чтобы существовала в мире целостность, надо как мин. преодолеть смерть, воскресить умерших –> отправить в Космос (космическая Ф). 8. Огромное влияние рус. Ф. на Запад. Очень развито богоискательство. В этой связи все внимание отдано потустороннему миру, попытке разыскать Бога. Кириевский, Хомяков: 1) онтология: сила и вечное беспокойство определяет вечное существование мира; допредметное и внепредметное начало (априори); 2) гносеология: принцип цельности знания, гносеология сердца, мир нужно познавать нравственной силой. В творчестве В.С. Соловьева (19в) 3 периода: 1. 1874-1882гг. – теософия, категории Софии. «Чтения о богочеловечестве» – религиозная основа жизни. 2. 1882-1890гг – теократический: идеи о справедливом государстве, кт взаимодействуют с религией. «Великий спор и христианская политика», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь». 3. с 1890г. – тоурический: искусство и его роль для человека. «Оправдание добра», «Смысл любви». Ф. Соловьева принято называть всеединством, для его понимания выделяли 2а значения» 1) множество идеальных сущностей, кт существуют в космосе, где гл. идеей является всеединство; 2) всеединство Соловьева является обозначением Бога, или Абсолюта, кт рассматривается Соловьевым через динамику отношений (со всеми элементами мира), кт он обеспечивает => Бог есть все. Ф. единства связана с софийностью – тварное, мужское начало Бога в женском обличии; – мудрость Бога, гармония божественных мыслей, кт олицетворяет София; – принцип развития, посредник между Богом и людьми. Онтология Соловьева: «Все едино в Боге, все от Бога произошло, и все к Богу возвратится». Появляется неживая природа, кт эволюционирует через человека к богочеловеку => к царству Бога на земле. Иисус Христос – центр исторического развития, т.о. все люди д.б. такими же, как Христос. Гносеология: принцип цельности знаний. Этика: центр. категории: добро – непроизвольность, бескорыстное поведение, безусловное проявление Бога. Добро идет от Бога. Зло – осознанный выбор человека. 3и этических принципа: 1) стыжусь, => существую, 2) жалость по отношению к людям, 3) благоговение перед Богом.
58.Русский космизм как философское направление. Философия «общего дела» Н. Федорова. Русский космизм – духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце 19 – нач 20в., обладающий комплексом идей о космосе и о человеке как части космического единства. Основателями данного направления были: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др. Основные направления: · Естественно-научное (Вернадский, Циолковский) · Религиозное (Федоров, Бердяев) Новое качество мироотношения данного течения – идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует разум. Человек, для космистов- существо промежуточное, находящееся в процессе роста, не совершенное, но сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Космисты сумели соединить заботу о большом целом – Земле, биосфере, космосе – с глубочайшими запросами высшей ценности – конкретного человека. Задача философии, с точки зрения космистов, связана с пониманием жизни, ее места и роли во вселенной, которые могут быть соотнесены с современными научными выводами о живом веществе, об антропогенной геологической эре, о будущей роли человека. Родоначальником космической мысли в России был Н.Ф. Федоров(1828-1903) с его учением «общего дела».Выдвинул концепцию о регуляции природы, выходе за пределы Земли и овладение космосом. Согласно Федорову, общее дело – преобразование природы, включая космос, который также должен служить человеку. Человек будет счастлив тогда, когда будет жить совместно со всем человечеством. Идея: соединить историю природы и общества в единую историю человечества
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |