Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дж. Беркли (1685-1753)




Объявил ощущения единственной воспринимаемой человеческой реальностью. Он доказывает,что ум человека не способен к образованию абстракции: общая идея протяжения, или простанства,невозможна; она абсурдна и внутренне противоречива, то же самое и с материей, сущ-е кот Беркли вовсе отвергает. В своих трудах он ставил задачу борьбы против материализма и всех его проявлениях в науке. В основе понятия о материи (и о простанстве) лежит допущение,что мы можем отвлекаться от частных свойст вещей, восприн-ых посредством ощущений, и рбразовывать отвлеченную идею об общем для них вещественном субстрате. Но эта посылка несостоятельна, поскольку мы не обладаем чквтсвенным восприятием материи как таковой, но воспринимаем только отдельные вещи и каждое из этих восприятий- есть сумма отдельных ощущений или идей.Человеческий ум способен образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеченную идею. Учение Беркли- субъективный идеализм. Он признает сущ-е лишь человеческого сознания,в кот англ философ различает идеи и души: идеи- это воспринимаемые нами субъективные качества; они пассивны и явл лишь состоянием и души- воспринимающие,деятельные,активные, нематериал субъекты дух деят-ти.

Беркли пытался доказать,что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают,когда прекращ восприятие. Сущ-ть значит быть воспринятым. Вещь,кот перестал воспринимать один субъект, м б воспринята другими,но даже если они ее не воспринимают,вещи не превращ в ничто. Они продолж сущ-ть в уме Бога.Цель науки- понимание языка творца.

Давид Юм (1711-1776) Агностицизм- фил учение,согласно кот истинность познания чел-ом окруж действительности невозможна.Трактат «о чел природе». Я или чел личность представ собой связку различных восприятий, след друг за другом с непостежимой быстротой и наход в постоянном течении. Идея сомотождественности, субстанциальности разумной души возникает в силу чисто психологических причин, а именно- единства акта восприятия и смены впечатлений. В мире все индивидуально: это относится и к вещам в природе, и к идеям в нашем уме. Идеи происх от впечатлений- внешних и внутренних. Мышление и воображение,будучи лишь связанными между собой, в то же время сливаются в нечто единое. То,чего мы не можем предствить в своем воображении, не может и сущ-ть реально. Именно образы воображения, а не понятия рассудка есть средства,кот мы имеем для получения знания о предмете рассуждения.

 

 

44.Р.Декарт:дуализм,рационализм,учение о методе. Линия рационализма в философии Нового времени (Спиноза, Лейбниц)

Декарт - основопол-к рационализма, основ. Работы: «рассуждение о методе»,» начала философии».

Выдвиг мысль о беспредельности и однородности мировой материи(пространство),ко не имеет пустот и делима до беспредельности. каждая частица материи- инертная и пассивная масса. Движение,представ собой перемещение тел,возникает всегда только в результате толчка,сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной лвижения выступ Бог,кот сотворил материю вместе с движением и покоем, и сохр их в таком покое.

Вопрос о методе познания. Задача знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий. Отправной точкой его философских рассуждений становится сомнение в истинности общепризнанного знания. Сомнение выступает как одним из актов мышления: я сомневаюсь,т к я мыслю. Я мыслю,след я сущ-ю.

Проблема бытия: Субстанция -это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме самого себя Субстанции: 1) материальные(вещи) 2) духовные(идеи). Атрибуты: 1) притяжение для материалистов 2) мышление для духовных

Декарт выделял ряд правил рационалистического метода: Допускать в кач истинных только те положения,кот представ ясными и не вызыв никаких сомнений в их истинности; дробить каждую сложную проблему на составные; переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; не допускать никаких пробелов в логич звеньях исследования.

Сущ 3 вида идей: врожденные,кот мы обнаруж в себе самих; приобретенные,из вне; сотворенные,нами

Истинность знания и его объем опред-ся сущ-ем в нас т н «врожденных идей»,кот Декарт разделял на врожденные понятия и врожденные аксиомы. Важнейшая из вражденных идей- идея Бога.

Дуализм: человек совмещает в себе две субстанции: материальную и духовную. Спор о том, что первично- материя или сознание -бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

Дедукция: суть философского гносеологического метода Дедукция в том,что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума. Только используя Дедкцию,разум может достичь достоверные знания во всех сферах познания.

Активно развивал идеи Декарта

Лейбниц( 1646-1716) Он подверг сомнению значимость опыта, т.к опыт всегда относителен и условен, он не может дать всеобщего знания. С позиции Лейбница не одно высказывание в мире не должно применятся без логического доказательства.Мир состоит из мельчайших частиц монад.Существует много субстанций. Монады имеют разную степень совершенства, способны накапливаться, совершенствоваться, подчиняться.

Спиноза (1632-1677) создал сложную систему познавательных способностей человека, основой которой являлось интуитивное знание. В своём главном труде- «этика»,он стремится к последовательному обоснованию рационализации в пользовании. Спиноза считал субстанция одна- Бог, а природа и Бог- одно и тоже. Природа причина- самой себя. Признавая реальность бесконечно бесконечно многообразных отдельных вещей, он видит в них совокупность модусрв- единичных проявлений единой субстанции. Спиноза говорит о бесконечности атрибутов субстанции,но чел-ку открывается лишь два из них- протяжение и мышление. Он убежден,что мир представ собой математич систему и м б до конца познан гкометрич способом. Другим бесконечным модусом явл бесконечный разум,связ-ий мир единичный вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления Человека Спиноза рассм как часть природы,т е натуралистическиТело и душа чел-ка взаимно независимыЧувственное познание сост первый род знания,кот Спиноза назыв также мнением. Понимание- второй род познания,состоящий из рассудка и разума. Третий вид познания- интуиция.

 

45.Филосовские идеи эпохи Просвещения.

Философия Просвещения- французская фил-я XVII в.Её представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке,проявляли новаторство в своих философских исследованиях.

Прогрессизм,историзм,радикализм,демократизмэволюционизм.. в Ранг высшей ценности возводится прогресс,от поним как историч совершенствование человеч рода. Философы обнаруж,что важнейшее воздействие на состояние общества оказ духовный климат,общественное мнение. Главным препятствием на пути прогресса явл невежетсво,заблуждение предрассудки. Перестроить общетсвенное отношение в соответствии с разкмом- одна из задач.Для этого нужно осущ-ть просвещение народа и воспитать его в духе нового мировоззрения. Просвещение демократично,обращено к народу,к рядовому чел-ку. Возрастает ценность простых,естественных чувств. Высшие ценности (добро,истина,красота) теряют вневременный священный бытийный статус.

3 основных направления:

1. деистическое

2. атеистическое- материалистическое

3. утопическое- социалистическое

Деизм - направление в философии, сторонниками которого:

  1. отвергали идею личного Бога
  2. не соглашались с отождествлением Бога и природы
  3. видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более)

К этому направлению принадлежат:Вольтер,Монтескье,Руссо

Атеисты - отвергали идею существование Бога в любых формах,с материального и естественно научных позиций.

Представители: Мелье, Дидро, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Утопические- социальные - сосредоточились на проблеме разработке и построение идеального общества, основывались на равенстве и социально справедливости.

Представители: Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

 

46. Теория познания И.Канта: агностицизм, априоризм, антиномизм.

И.Кант(1724-1804)-немецкий философ.основоположник немецкого классического идеализма.

В творчестве Канта 2 периода: докритический до 1770г. и критический

Докритический период: естественно-научный материализм

Возникновение солнечной системы- из газа, пыли и туманности. Помимо остальных причин для объяснения живой природы он считает возможным телеологическое толкование.

Критический период: ставит под вопрос разумные способности человека.

 

Три фундаментальных произведения Канта:

1. критика чистого разума

2. критика практического разума

3. критика способности и суждения

с одной стороны есть единичные знания и источником является опят, с другой стороны есть гипотезы. Источником всеобщего знания является априорные(врожденные) формы нашего знания.

«Критика чистого разума» отстаивает идею Агностицизма- невозможности познания окружающей действительности. Гипотезы о том, что причина трудности при познании является не окружающая действительность- объект. а субъект познавательной деятельности- разум.

Антиномия- неразрешимые противоречия. Кант выделял:

1. ограниченное пространство

2. простое и сложное

3. свобода и причинность

4. наличие Бога

Априоризм - значение называется априорным, т.е доопытным, т.е то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.

Этические учения Канта:

«Критерий способности суждения»

Выдвинул идею целесообразности:

1. целесообразное в этике

2. целесообразное в природе

3. целесообразное в духовном.

 

47.Соотношение метода и системы в философии Гегеля.

Г.Гегель(1770-1831)- представитель немецкого классического идеализма.

Он разработал:

1. теорию объективного идеализма (абсолютная идея- мировой дух)

2. диалектика как всеобщий философский метод

Важные труды: «Феномен духа», «Наука логики», «Философия права»

Главная идея онтологии Гегеля- отождествление бытия и мышления. Выводит философское понятие- абсолютная идея.

Абсолютная идея:

1. первичнее всего окружающий мир

2. мировой дух,обладающий самосознанием

 

Также заслуга Гегеля в том,что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика по Гегелю- основополагающий закон развития и существования мирового духа.

В своём учение исходит из принципа тождества мысли и бытия, но в нем не предмет определяет мысль, а мысль определяет предмет. Рассматривая природу сознания человека Г. приходит к выводу о творческой активности сознания человека, абсолютизирует нашу творческую мысль, объектирует и называет мировым разумом.

 

В философии Гегеля принято различать 2части: философская система и философский метод.

Он попытался обозначить абсолютные данные закона мирового разума. Метод диалетический.

Система и метод противоречат друг другу. Система- метафизика. Метод- требует развития

 

48.Этические учения И. Канта

Этика Канта: любой вектор нравственности однозначно склоняется в сторону общества, а не человека.

Поведение человека есть категорический и условный императив.

Императив имеет априорную природу.

Категорический императив: требования к человеку: «поступай так, чтобы максима твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего законодательства»

Условный Императив: легальное поведение человека, поступки которые можно расшифровать только конкретными мотивами. «Поступать так, чтобы человечество в твоем лице так же как и в лице другого человека употреблялось как цель и никогда как средство»(смотр. 46вопрос,там есть всё про Канта)

 

49. Философия Фейербаха считается завершающим этопом немец-й классической фил-и, видными представителями которой были Кант, Гегель и началом материальной эпохи в немец-й и мировой фил-и.

Фейербах(1804-1872). Материалист, но только в понимание природы. Создал антропологический материализм. Человек- биологическое существо. Любовь- главная характеристика человека. Человек не только тело, а единство души и тела. Человек познает мир со стороны, пассивный сторонник, 5 органов чувств + природное любопытство -вполне достаточно для познания мира. Человек- любящее существо, требует ответной любви, но не получает её на земле. Человек меньше получает любви, чем больше желание создать Бога, любящего человека.

Главный труд: «Сущность христианства»- 1841г

Философия Фейербаха, основные черты:

1. полный разрыв с религией (атеизм). Нужно создать земную религию, где Богом будет сам человек,а моралью- любовь.

2. попытка объяснить Бога и религию с материальной точки зрения. Пытается посмотреть корни религии на земле. Причины религии в самом человеке. Не Бог создает человека, а человек создает Бога по своему образу и подобию.

3. материализм

4. большой интерес к социально-политическим вопросам

5. убеждение в познавательности окружающего мира

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

единственно существующими реальностями являются природа и человек;

человек является частью природы;

человек есть единство материального и духовного;

человек должен стать главным интересом философии;

идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;

природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

 

50.Основные принципы социальной философии К. Маркса

К. Маркс (1818-1883). Главный труд «экономика- философские рукописи»- 1844г

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из 2-х больших разделов: диалектического материализма и исторического материализма.

Маркс и Энгельс разрабатывает следующие понятия:

1. средства производства

2. отчуждение- вид овеществления. Маркс считает, что родовая сущность человека связанна со способностью трудится. В процессе труда, человек вкладывает свою энергию, энергию, цели и получает результат в материальном виде. Для рабочего отчуждение связано ещё с тем, что созданные продукты труда ему не принадлежат. Буржуй тоже отчужден, потому что работает по законам рынка.

3. прибавочная стоимость

4. эксплуатация человека человеком

 

Вывод: для того, чтобы человеку раскрыть свою сущность через труд, нужно чтобы радикально убрали частную собственность

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных материальных принципах.

Основные положения диалектического материализма:

1. основной вопрос решается в пользу бытия

2. сознание понимается как свойство материи отражая саму себя

3. материя находится в постоянном движение и развитие

4. Бога нет, он идеальный образ

5. материя вечна и бесконечна

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.