Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цены, организация, методы и практика антимонопольного регулирования в РФ




Цена - денежное выражение стоимости товара.

Монополизм — это исключительное положение экон-го субъекта, возникающее из права собственности или из обладания полит. властью, дающей возможность диктовать свою волю всем прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Признаки монополизма в рын. экономике: разрушение рыночных механизмов (торможение НТП (науч.-тех. прогресс), удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

Монополистом может быть гос-во, регионы, центр. экон-кие ведомства, министерства, гос-ные и частные предприятия и отдельные предприниматели. Монополистом не обязательно может быть крупная фирма. Главное - удельный вес фирмы (фирм) в производстве и сбыте конкретного вида продукции.

Выделяют несколько основных типов монополизма:

1. Вырастает из конкуренции и базируется на концентрации и централизации производства и капитала (производственная, сырьевая и фин. монополия).

2. Представленная технологическая олигополия (металлургия, электроэнергетика, ж/д транспорт и т.д.). Т.е. несколько крупных корпораций, контрол-щих производство и сбыт определ-ого рода продукции.

3. Обусловленный дифференциацией продукта - одним из основных признаков монопол-кой конкуренции. Формы: качество продукции; услуги; размещение; стимулирование сбыта и упаковка.

4. Предприятия, лидирующие в НТР. Он исчезает по мере распространения и коммерческого освоения результатов НТП др. суб-ми.

5. Гос. монополизм, связанный с потреблением в масштабе страны таких общественных благ, как нац. оборона, госуправление, единая энергетическая система, фундаментальные науки и т.д.

6. Монопсония. Это когда на рынке выступает лишь один покупатель товара, услуг или ресурса. Как правило, монополистом является гос-тво, выступая в качестве единственного покупателя. (СССР через Госплан и госзаказы покупало всю продукцию).

Деят-сть современных фирм проходит в экон-кой системе, в которой одним из главных суб-в является гос-во. Гос-во определяет правила, по которым совершаются деловые операции эконом. агентов. Главной областью влияния гос-тва на деят-сть фирмы является отраслевая политика прав-ва, которая выражается в виде проведения антимон-ной политики: стимулирования предприним-тва, развития конкурентных начал, регулирования или дерегулирования отдельных отраслей промышленности.

Антимонопольное регулирование – деят-сть гос-ва, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Основой рос-го антимон-ного закон-ства является ФЗ РФ № 135 от 2006г. «О защите конкуренции» (изм. от 06.12.2011г). Закон содержит ограничения свободы предприн-ской деят-сти и свободы договора для хоз-ющих суб-в, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании или определения совокупной доли нескольких крупнейших компаний (в смысле объема продаж).

Ст. 10 ч.1 данного ФЗ. Запрет на злоупотребление хоз-щим субъектом доминирующим положением.

1) установление, поддержание монопольно высокой или низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту невыгодных условий договора;

4) не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на него имеется спрос;

5) не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) создание дискриминационных условий;

7) создание препятствий доступа на товарный рынок или выхода др. хоз-ющим суб-м;

8) нарушение установленного НПА порядка ценообразования;

9) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности). (в ФЗ № 135 «О защите конкуренции» введен п. 11 от 06.12.2011г.)

10) контроль за слияниями орг-ций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, запрет на согласование цен между хоз-щими суб-ми, раздел рынка и др.

В РСФСР в 1990г. был создан Гос. комитет по антим-ной политике и поддержке новых эконом. структур. В 2004г. комитет был упразднен, а его деят-ть стала выполнять – ФАС РФ.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — фед. орган исполн-ной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением закон-тва о конкуренции на товарных рынках и на рынке фин. услуг, естественных монополий, рекламе, размещении гос. заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деят-ти.

Функциями ФАС:

- надзор и контроль за соблюдением закон-ства о конкуренции на товарных рынках, на рынке фин. услуг;

- надзор и контроль за соблюдением закон-ства о естественных монополиях;

- надзор и контроль за соблюдением закон-ства об ин. инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва;

- надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере гос. закупок заказа;

- надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

- контроль за соблюдением антимон-ных требований.

Нормативно-правовая база ФАС РФ: ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 2006 г. изм. от 06.12.2011г.; ФЗ «О естественных монополиях» № 147 от 1995г. изм. от 06.12.2011г.; ФЗ № 35 от 2003г., изм. от 06.12.2011г. «Об электроснабжении»; ФЗ «О гос. регулировании торговой деят-сти в РФ» № 381-ФЗ от 2009г., изм. от 11.2011г.; ФЗ «О порядке осуществления ин инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва» № 57-ФЗ от 2008г., изм. от 16.11.2011г.; ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос-ных и муниц-ных нужд» № 94-ФЗ от 2005г., изм. от 2010г.; ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 2006г., изм. от 18.07.2011г.

ФАС России подведомственна Прав-ву РФ (подчиняется Предс-лю Прав-тва РФ). Служба представляет в Прав-тво ежегодный доклад о результатах своей деят-ти. Руководитель ФАС с 2010г. – Артемьев. В структуре ФАС находятся террит-ные управления ФАС РФ (82ед.) и центр-ый аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений.

ЦЕЛИ гос-ной антимон-ной политики:

- обеспечение единства экон-кого пространства на территории РФ;

- обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммер. организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематер. активов;

- снижение барьеров входа на товарные рынки хоз-щим субъектам;

- обеспечение эффек-сти производства и распределения ресурсов в экономике;

- предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения эконом. агентов;

- содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными.

- активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Методы достижения целей: ограничительные меры, контроль за усилением экон-кой концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запрет на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование гос-ного реестра.

Для измерения последствий гос-ного регулирования применяются ряд методов:

- сравнение последствий и условий функц-ния регулируемых и нерегулируемых фирм и рынков;

- использование разных вариантов регулируемых ограничений на одном и том же рынке (отрасли);

- контролируемые эксперименты: проведение регулирующих мероприятий в небольших масштабах;

Задачи антим-ного регулирования также устанавливают пределы админ-ного вмешательства гос-тва в рыночные отношения. В ФЗ "О защите конкуренции" в гл. 3 определены запреты на действия гос. органов ограничивающие конкуренцию:

1) введение ограничений в отношении создания хоз-щих субъектов в какой-либо сфере деят-сти;

2) необоснованное препятствование осуществлению деят-сти хоз-щими субъектами,

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ;

4) дача хоз-щим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хоз-щих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хоз-щему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление гос-ной или муниц-ной преференции в нарушение порядка;

2. Запрещается наделение органов гос. власти субъектов РФ, органов МСУ полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к ограничению конкуренции, за исключением случаев, установленных ФЗ.

3. Запрещается совмещение функций гос. служащих и функций хоз-щих суб-в, за исключением случаев, установленных ФЗ.

Стратегия вмешательства - пути вмешательства гос-ва в процесс монопол-го ценообразования с целью снижения потерь от монополии.

Стратегий: налоговое регулирование; ценовой контроль; управление гос. собственностью; гос. регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объемами производства; антитрестовская политика.

---------------------

Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм.

Формы гос. регулирование естественных монополий:

1) ценообразование на продукцию естественных монополий;

2) ограничение доходности фирмы естественной монополии;

3) регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке естеств. монополий.

Демонополизация - политика гос-тва, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Осуществляется с помощью законодательных мер: равные условия, увеличение количества производителей, устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.