КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы и современные методы гос. регулирования экономики
Эконо́мика — хозяйственная деят-сть общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Главная цель экономики — поддержание жизнедеят-ти людей, создание условий для продления рода человеческого, рост благосостояния членов общества. Уровни экономической деят-ти: 1. Микроэкономика связана с деят-тью отдельных эконом. суб-в. 2. Макроэкономика связана с функционированием нац. экономики в целом. 3. Мезоэкономика связана с деят-тью промежуточных, стоящих между микро- и макроэкономикой систем нац. хозяйства, имеющих важное самостоятельное значение. 4. Интерэкономика связана с возникновением и развитием мирового хозяйства. Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых гос-вом мер воздействия на эконом. процессы для реализации общественно значимых целей. Гос. регулирование - система типовых мер закон-ного, исполн-ого и контролирующего характера, осуществляемых правомочными гос-ными учр-ми и общественными орг-ми в целях стабилизации и приспособления существующей с-э системы к изменяющимся условиям. Гос. регулирование экономики — это система экономических мероприятий гос-ва, посредством которых оно может воздействовать на с-э развитие общества. Цели гос. регулирование экономики: - устойчивый рост нац. производства; - поддержание эффек-го размера занятости; - стабилизацию уровня цен; - обеспечение внешнеторгового баланса. Направления гос. регулирования экономики: - регулирование капиталовложений – гос-во оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом фин. и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет госбюджета, местных бюджетов, частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. - регулирование сбыта - регулируется гос-вом через гос. закупки и через потребительский кредит. Система потребит. кредита расширяет емкость рынка, т.к. стимулирует рост совокупного спроса. - регулирование рынка раб. силы - осуществляется по ряду направлений: продолжительность раб. недели; миним. величина зар. платы; порядок взносов на нужды соц. страхования; гос. стимулирование проф. обучения и переподготовки кадров. - стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) - гос. регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокое гос. стимулирование проф. обучения, высокие темпы НТПрогресса, что обеспечивает динамичное развитие экономики. Формы регулирования: - Госзаказы; - Гос. целевые программы (социальные); - Прогнозирование - Моделирование ситуаций В современной России можно выделить два направления в оценке роли гос-ва и гос. регулирования. 1. Гос. вмешательство ограничено в основном методами фин.-кредитного регулирования: - использование учетной ставки %; - изменение нормы обязательного резерва; - объема денежной массы в обращении; - эмиссия денег; - изменение валютного курса; - применение налоговых ставок и пр. 2. Вторая концепция направлена на усиление регулирующих функций гос-ва на экономику. Сюда относятся методы прямого и косвенного воздействия на с-э процессы: Методы прямого гос. регулирования экономики – охватывают регулирование использования гос. собственности и гос. ресурсов: - определение стратегических целей развития экономики и их выражение в планах, целевых программах; - гос. заказы и контракты определенные виды продукции, работ, услуг; - гос. поддержка программ, заказов и контрактов; - нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; - правовые и админ-ные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции; - лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций. Прямые методы гос. регулирование экономики не связаны с созданием дополн-ых стимулов и базируются на власти гос-ва. Методы косвенного гос. регулирования экономики опираются на товарно-денежные рычаги и воздействуют на эконом. интересы суб-в. Они осуществляются через: - налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот; - регулирование цен, их уровня и соотношений; - платежи за ресурсы, ставка процента за кредит и кредитные льготы; - таможенное регулирование экспорта, и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. К методам косвенного гос. регулирования относят: а) Гос. регулирование отношений собственности и предпринимательства. В н/в в экономике взят курс на переход к системе, сочетающей частную, гос-ную и смешанную формы собственности на средства производства. Крупным шагом в этом направлении является реализация программы разгосударствления и приватизации гос. и муниц-ных предприятий. б) Гос. регулирование инвестиций и структурной политики заключается как в стимулировании источников внутри страны, так и привлечение ин. капитала. в) Гос. регулирование материального производства. Задачи: стабилизация основных показателей, структурная перестройка, соц. ориентация, техническое перевооружение. г) Гос. регулирование рынка труда. д) Гос. регулирование фин. рынка и денежного обращения. Необходимость в борьбе с инфляцией. е) Гос. регулирование террит-ных пропорций и регион-х рынков. Оно строится с учетом природно-климатических, с -э и др. различий. ж) Гос. регулирование природопользования. Задача - использование природных ресурсов для нужд с-э развития общества и проведение мероприятий по их охране и воспроизводству. з) Гос. регулирование внешнеэкон-ских связей – это улучшение положения России в системе международного разделения труда, расширение рынков сбыта, достижение устойчивого с-э роста. К числу наиболее важных инструментов гос. регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, соц. политика. Каждый из названных инструментов гос. регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |