Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи, методы и практика регулирования внешнеэкономической деят-ти в РФ




Внешнеэкономическая деят-сть – это внешнеторговая, инвестиционная и иная деят-сть юр. и физ. лиц в области международного обмена товарами, услугами, результатами интеллектуальной деят-сти (правами на них).

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, орг-ций, предприятий, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и ин. партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деят-ти как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

Принципы гос. регулирования ВЭД:

- равенство участников ВЭД и их недискриминация;

- защита гос-вом прав и интересов участников ВЭД;

- исключение неоправданного вмешательства гос-ва и его органов во внешнеторговую деят-сть предприятий.

Виды ВЭД:

1. Внешнеторговая деят-сть - обмен товарами, работами, услугами и пр.

2. Международное разделение труда. Спрос на отдельные виды товаров в различных странах.

3. Производственная кооперация. Распределение участников разделения труда в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам. При этом собственность кооперантов не обособляется.

4. В алютные и фин.-кредитные операции - сопровождают внешнеторговую сделку в виде фин. обязательств.

5. О тношения с международными организациями. В международных отношениях выступают форма сотрудничества гос-ств. Т.е., международная межправительственная организация — это объединение гос-ств, сосданное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющая постоянные органы и действующая в общих интересах гос-тв — членов при уважении их суверенитета.

6. Международное инвестиционное сотрудничество. Предполагает одну из форм взаимодействия с ин. партнерами на основе объединения усилий фин-го и матер.-технического характера.

Т.о., ВЭД представляет собой процессы взаимодействия субъектов экон-ской деят-ти различных гос-ств. Важнейшим признаком данного вида деят-сти является факт перемещения (обмена) матер. благ (услуг) из одного гос-тва в др. Каждое гос-тво имеет свою экономику, подчиняющуюся нац-му законодательству. Гос-тво стремится наладить взаимообмен товарами и услугами с др. странами не допуская дискриминации собственных суб-в эконом. деят-ти и уважая интересы ин. представителей.

Гос. регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

Основы правового регулирования ВЭД в РФ содержаться:

- в разделе VI ГК РФ,

- ФЗ от 1999 г. N 183 "Об экспортном контроле" изм. от 12.2011г. (устанавливает принципы осуществления гос. политики РФ в области экспортного контроля, определяет права, обязанности и ответственность участников ВЭД).

- ФЗ от 2003 г. N 164 "Об основах гос. регулирования ВЭД» изм. от 12.2011г. (определяет основы гос. регулирования ВЭД, полномочия РФ и суб-в РФ в области ВЭД).

- ФЗ от 1999 г. N 4 "О координации международных и ВЭ связей суб-в РФ" и др. ФЗ.

Управление ВЭД в РФ осуществляет Министерство внешнеэкономических (ВЭ) связей, Гос. таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия РФ, ЦБ России. Общее руководство возложено на П*, Прав-тво и Мин. финансов РФ.

Большое внимание управлению и регулированию ВЭ связей уделяют: правительственные органы, гос. аппарат, негос-ные отечественные и международные организации.

П* РФ выполняет следующие функции: общее руководство гос-ной ВЭ политикой (подписывает законы и издает указы по ключевым ее направлениям); подписывает международные соглашения; представляет Россию на соответствующих международных форумах; регулирует военно-техническое сотрудничество; определяет условия экспорта драг. камней, металлов, расщепляющих материалов.

Фед. Собрание осуществляет гос. регулирование ВЭД. Вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю.

Общее руководство ВЭД осуществляет Прав-тво на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деят-сти министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Мин. финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, регулирует систему налогообложения, в т.ч. при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Мин. торговли РФ является центральным спец. гос. органом регулирования ВЭД. Функции:

- подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений со странами, а также контроль за их соблюдением;

- выработка стратегии ВЭ политики и обеспечение ее проведения всеми суб-ми ВЭД;

- разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

- сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

- координация и согласование ВЭД с Мин. экономики, Мин. финансов и др.

- осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит ЦБ, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы гос-тва в отношениях с ЦБ др. гос-тв, междун-ми банками. Функции ЦБ: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране ин. валюты и цен. бумаг, издание нормат. актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

В н/в торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деят-ти.

Гос. регулирование ВЭД может быть:

- односторонним, когда инструменты гос. регулирования используются Прав-вом страны без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами;

- двусторонними, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами;

- многосторонними, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями.

Стратегическим направлением ВЭ политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое эконом. сообщество в целях максимального использования ВЭ связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Но пока Россия участвует в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. В др. ВЭ связи Россия слабо вовлечена. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

Для решения задач по стабилизации роста нац. экономики и обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:

- повышение конкурентоспособности российской экономики;

- сохранение позиций России на мировых товарных рынках, а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

- обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки;

- сокращение утечки капитала.

Присоединение России к ВТО позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отеч. товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отеч. производителей на российском и зарубежном рынках.

На сегодня для России сохраняется поправка Джексона-Веника — торговые ограничения, введенные США против СССР в 1974г. Поправка предусматривает дискриминационные тарифы и налоги на импорт советских (российских) товаров за препятствие сов. властей еврейской эмиграции. При вступлении в ВТО Прав-во РФ ставит на этой поправке вопрос.

Протекционизм – это политика защиты отеч. производителей от ин. конкурентов.

Фритредерство – политика свободной торговли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.699 сек.